Меню

1 января 2015 работа будешь пенсия

Изменения в пенсионной системе с 2015 года

С 2015 года в российской пенсионной системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных коэффициентов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года. Минимальное количество коэффициентов, необходимых для назначения пенсии, в 2015 году составляет 6,6. Ежегодно эта величина будет повышаться на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: он вырастет до 15 лет. Как и в случае с пенсионными коэффициентами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составляет 6 лет. Ежегодно в течении 10 лет он будет увеличиваться на 1 год, до 15 лет в 2024 и последующих годах.

Стоит отметить, что в действующем пенсионном законодательстве, помимо периодов трудовой деятельности, коэффициенты также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного коэффициента составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. В Мурманской области размер фиксированной выплаты к страховой пенсии рассчитывается с учетом районного коэффициента. С 1 февраля 2015 года стоимость коэффициента и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.

Личный кабинет застрахованного лица

В январе 2015 года Пенсионный фонд России запустил новый электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Он позволяет гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему имеют все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

Через Кабинет гражданин может узнать о количестве накопленных пенсионных коэффициентов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных коэффициентов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество коэффициентов, которое можно набрать в 2015 году – 7,39.

Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина («письма счастья»).

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных коэффициентах и стаж.

Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года проиндексирован и составляет 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, в 2015 году проиндексирована и составляет 711 тыс. рублей. В случае превышения базы для начисления страховых взносов, размер тарифа на обязательное пенсионное страхование составляет дополнительно 10% от суммы превышения. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не применяется. Т.е. начисление страховых взносов в ФОМС производится со всех сумм выплат в пользу физического лица, подлежащих обложением страховыми взносами, по тарифу 5,1%.

Читайте также:  Вакансии работа с ежедневными выплатами для студентов

Дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда) в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снизилась с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. В Мурманской области более 70% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели имеют право уплачивать в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов уплачивали в полных рублях. Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, должны уплатить 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом. Самозанятые граждане должны предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах от деятельности за расчетный период. В случае непредоставления деклараций ПФР будет взыскивать с них страховые взносы в максимальном размере, который рассчитывается исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда.

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года прекратилось вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успел стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных коэффициентов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество коэффициентов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания.

Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Читайте также:  Будет повышаться пенсия до прожиточного минимума

Источник статьи: http://pfr.gov.ru/branches/murmansk/news~2015/01/21/83641

Условия назначения страховой пенсии с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст не повышается.

Второе – наличие страхового стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

Третье – необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 году — 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

В соответствии с нормами данного закона понятие «страховой стаж» — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Положениями статьи 12 Закона 400-ФЗ наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются иные (нестраховые) периоды, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Согласно положениям статьи 15 закона 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для определения размеров страховых пенсий, исчисляется с учетом суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов.

За эти, так называемые «нестраховые» периоды, присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; за уход за вторым ребенком – 3,6, а за третьим или четвертым – 5,4).

Коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, должен определяться согласно очередности периодов ухода за детьми. При этом, в случае ухода за детьми обоими родителями, в страховой стаж могут засчитываться не совпадающие по времени периоды ухода.

Если действующим законодательством предусмотрено возмещение средств за «нестраховые» периоды, исходя из одного минимального размера оплаты труда, а это 1,2 коэффициента, то в новом Законе 400-ФЗ соответствующие суммы возмещения увеличены, в том числе кратно.

К примеру, если у женщины «нестраховые» периоды ухода за четырьмя детьми совокупно составляют 6 лет, то за эти периоды она получит 24,3 коэффициента.

Нормами Закона 400-ФЗ предусмотрено право выбора варианта учета нестраховых периодов при исчислении размера пенсии: либо с использованием механизма, который предусмотрен Федеральным законом от 17.12.2001 №173-фз, либо по новым правилам, исходя из суммы коэффициентов, определенных за каждый полный календарный год указанных периодов.

В связи с этим, получатели трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2014 года, для которых зачет нестраховых периодов при исчислении размера пенсии будет выгоден по нормам нового Закона, могут произвести перерасчет пенсии.

Марина Браук,

начальник отдела организации

назначения и перерасчета пенсий

ОПФР по Республике Адыгея

Источник статьи: http://pfr.gov.ru/branches/adygea/news~2014/10/17/3586

О праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 1 января 2015 года

Федеральный закон № 400-ФЗ, сохраняя круг лиц, пользующихся правом на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда, необходимую продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также другие условия назначения досрочной пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливает дополнительное требование о наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ величина указанного коэффициента устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30.

Читайте также:  Все государственные выплаты многодетным семьям

Порядок исчисления страхового стажа урегулирован статьей 13 Федерального закона № 400-ФЗ и аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Федеральным законом № 173-ФЗ.

При этом в целях определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривают, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Это означает, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ:

  • периоды работы (деятельности), протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты;
  • периоды работы (деятельности), протекавшие в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства Союза ССР от 1956 года.

При определении права на досрочное назначение пенсии к периодам работы до 1 января 1992 года, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, а также Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 10, могут приравниваться имеющиеся до указанной даты периоды иной работы и деятельности (например, работы на выборной должности, обучения, военной службы) в порядке, предусмотренном пунктами 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Так, периоды службы в армии приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 1 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. Этот порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой имела место учеба в высших или средних специальных учебных заведениях, а также в профессионально-технических училищах.

Например, до 1 января 1992 года у мужчины имеется 1 год работы по Списку № 1, которой предшествовало 2 года военной службы по призыву. Соответственно, стаж работы, дающей право на досрочную пенсию на основании Списка № 1, составит 2 года.

К работе педагогических и медицинских работников, выполнявшейся до 1 октября 1993 года, может применяться постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым также предусматривалось приравнивание к работе, дающей право на пенсию независимо от возраста, иной работы (деятельности), например, работы на выборной должности, обучения, военной службы. При этом приравниваемые периоды могут включаться в стаж для досрочного назначения пенсии при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии, с применением к периодам работы после 1 октября 1993 года нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ.

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

Источник статьи: http://pfr.gov.ru/branches/kbr/news~2015/05/19/90817