Меню

161 фз социальные выплаты физическим лицам

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

Читайте также:  Ветеран труда стаж работы для мужчин для пенсии

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств. Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Читайте также:  Возврат пенсии за 2002 2004 года

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Кроме того,если вас интересуют комментарии к посл. ред. закона, более подробно изучить их вы можете на нашем интернет портале. ⇐

Источник статьи: http://rusfz.ru/161-fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme-poslednyaya-redaktsiya-kratko-i-tekst

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: суть, разъяснения, изменения

Переводы денежных средств осуществляются в РФ в соответствии со 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Суть этого нормативного акта состоит в установлении организационных основ НПС. Документ регулирует также порядок осуществления денежных операций. Внесенные в 161-ФЗ «О национальной платежной системе» изменения коснулись электронных средств, используемых при осуществлении переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

Общие сведения

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

Особенности участия в НПС

161 Федеральный закон «О национальной платежной системе» определяет, что банковские субагенты оказывают услуги по переводу денег в соответствии с договорами. Они оформляются с операторами и агентами. При этом должны выполняться требования ст. 14 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Организации почтовой связи вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом №176 от 17.-07.1999 г. Платежные агенты участвуют в системе по правилам, установленным ФЗ №103 от 03.06.2009 г.

Правила переводов

161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает, что оказание оператором услуг производится на основании распоряжения клиента. Им может выступать как получатель, так и отправитель средств. Распоряжение должно оформляться по правилам, предусмотренным для применяемой формы безналичного перечисления. Перевод выполняется за счет средств плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия р/с. Полученные у клиента средства зачисляются на счет адресата или выдаются ему наличными. Перевод может осуществляться путем учета денег в пользу адресата без открытия р/с. Такая ситуация имеет место, в частности, при перечислении электронных денег.

161-ФЗ «О национальной платежной системе»: разъяснения

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ «О национальной платежной системе», наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ » О национальной платежной системе».

Обязательства оператора

Они прекращаются в момент наступления окончательности перевода. Оператор до зачисления средств на счет получателя или выдачи их ему наличными должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг. Сведения должны быть доступны для понимания. Ознакомление в том числе осуществляется с:

  1. Размером комиссии и порядком ее взимания, если она предусматривается в договоре.
  2. Способом определения курса обмена при выполнении перевода в инвалюте.
  3. Порядком направления претензий.
  4. Другими сведениями, имеющими значение при оказании платежных услуг.
Читайте также:  Все выплаты сотрудникам ведомость

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

161-ФЗ «О национальной платежной системе»: статья 9

В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств. Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Прекращение/приостановление использования электронного средства

161-ФЗ допускает данные действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение/приостановление использования может быть также инициировано оператором. В последнем случае это допускается при совершении клиентом нарушения правил, установленных в договоре. Прекращение/приостановление использования не устраняет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия соответствующего решения.

Дополнительно

При утрате или использовании электронного платежного средства без согласия клиента он должен направить уведомление об этом оператору. Форма извещения определяется договором. Направление уведомления осуществляется незамедлительно после выявления соответствующего факта и не позднее дня, который следует за днем принятия сведений о совершении несанкционированной операции. После получения извещения оператор должен компенсировать клиенту списанную без его согласия сумму.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения.

Источник статьи: http://fb.ru/article/267712/fz-o-natsionalnoy-platejnoy-sisteme-sut-razyyasneniya-izmeneniya