Меню

Актуальные проблемы пенсии по старости

Актуальные проблемы пенсии по старости

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

— неполная индексация пенсий;

— отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

— продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

— упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

— повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

Читайте также:  Во сколько будут давать пенсию

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3–1,5 трлн руб. [3]. Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб.[3], но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Читайте также:  Возврат переплаты пенсий получателем

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений [8]: каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Источник статьи: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41466

Пенсионная реформа в России не удалась. Что будет дальше и как исправить систему?

«Заслуженная пенсия» – как много в этом словосочетании! Наверно, каждому человеку зрелого возраста душу грела сама мысль о том, что государство может поддержать рублём. Особенно в тучные нулевые, когда пенсия достигала 400-500$, в пересчёте на вражескую валюту. Но всё изменилось, когда депутаты «Единой России» развязали злосчастную реформу этой сферы в 2018 году.

Или даже раньше, когда было объявлено о заморозке накопительной части пенсии. Сложилась безрадостная ситуация: старики вновь стали самыми обездоленными людьми, как это было в 90-е годы. И хуже того: дожить до пенсии чисто биологически становится непростой задачей. Очевидно, что реформа должна быть продолжена. Специально для вас собрали статистику и провели анализ, чтобы понять: какой будет пенсия в России? И будет ли? Давайте разбираться.

Немного цифр. Когда на пенсию и сколько можно получить?

Согласно сведениям Росстата, в 2020 году среднемесячный размер пенсии был около 15 000 рублей. В долларовом эквиваленте – это всего 200$, что крайне мало. И если в глубинке старики ещё могут прожить на эти деньги, то московскому пенсионеру приходится только за ЖКХ платить 5-10 тысяч в месяц. И не забывайте, что 15000 рублей – это средний размер, значит, большинству такая сумма не достаётся.

А всё почему? Потому что Россия сохранила пенсионную систему времён СССР. В те годы преобладало молодое, трудоспособное население. Часть доходов трудящихся шла на оплату старости. Кстати, в Советском Союзе пенсии получали далеко не все. Например, колхозники смогли рассчитывать на довольствие при достижении 60-летнего (для мужчин) и 55-летнего (для женщин) возраста лишь с 1964 года.

Это интересно! Пенсия колхозников в СССР составляла лишь 12 рублей. Остальные категории трудящихся получали в разы больше. В 1980 году средняя пенсия в Советском Союзе составляла 70 рублей, при среднемесячной зарплате в 170 руб.

Все страны мира проходят этот путь, начиная от государственного субсидирования людей преклонного возраста и заканчивая накопительными фондами. Второй вариант – оптимальный. Гражданин откладывает часть дохода, но деньги не просто лежат, а работают. За 30-40 лет умелого использования ресурсов получается крупный капитал. Подобным образом работает пенсионная система в США и большинстве стран Западной Европы.

А что в России? После директивного подъёма примерно раз в год пенсия постоянно снижается. И люди пожилого возраста всецело зависят от воли государства. Не станет ресурсов – пенсионерам придётся либо искать работу, либо надеяться на помощь детей и внуков. Вот такая любопытная таблица – в отчёте Росстата:

Пенсионный возраст

Вплоть до 2018 года граждане РФ должны были трудиться до 60 (мужчины) или 55 (женщины) лет. Отдельные категории граждан имели право досрочно получить пенсию: военнослужащие, полицейские, прокуроры, представители опасных профессий. Новый закон увеличил планку для абсолютного большинства: 60 лет – для женщин, 65 лет – для мужчин. Можно бесконечно спорить о том, справедливо это или нет. Но средняя продолжительность жизни в РФ – всего 72 года.

Читайте также:  Будет ли повышена военная пенсия с 2017 года военным пенсионерам

Прогноз неутешительный: насладиться пенсией удастся лишь женщинам. В среднем представительница прекрасного пола доживёт до 76,5 лет. А вот мужчинам не повезло: едва ли удастся протянуть больше 67,7 лет. В ряде регионов (например, в Мурманской области, Пермском крае, Чукотском автономном округе) цифры куда скромнее.

Сейчас, до 2028 года – переходный период. Вместе с возрастом увеличивается страховой стаж, то есть тот период, когда из зарплаты шли отчисления в ПФР. Это справедливо, но немного больно для тех, кто находится в шаге от пенсии. Не секрет, что после 50 лет найти официальную работу нелегко. Когда нести документы в ПФР и сколько должно быть страхового стажа понятно из таблицы Фонда:

Так что же делать?

Итак, пенсионная система в нынешнем её виде, с доминированием чиновничьего перекоса, безнадёжно устарела. Вся власть – в руках ПФР и государственных структур, частника к этому аппетитному пирогу особо не пускают. А давайте подумаем, может ли система обеспечивать сама себя?

Открыв сайт ПФР, видим сплошь победные реляции. Тут добавили, тут заработали, тут сэкономили. Но так ли это на самом деле? Обращает на себя внимание неактуальность данных. На официальном ресурсе – сведения за 2016-2018 гг. А дальше? Было бы очень интересно и полезно проанализировать информацию за относительно благополучный 2019-й год. Но и устаревшая информация – весьма красноречива.

Собственно, важнейшие цифры притаились в хвосте таблицы. В 2018 г. доходы ПФР составили 8269,6 млрд. рублей, а расходы – 8428,7 млрд. На выплату пенсий направлено 7202,6 миллиардов, то есть львиная доля бюджета. Дефицит в целом превысил 150 млрд рублей: очень крупная сумма. В 2019-2020 гг. показатель мог только ухудшиться. Если хорошо поискать, эти цифры нетрудно обнаружить, но дело не в них.

Просто сама система себя не прокормит. Например, в том же 2018 г. ПФР пришлось поддержать государству на сумму в 100 млрд. рублей только по части пенсий. Количество клиентов Фонда продолжает расти, в то время как доля трудоспособного населения – снижается.

К этому добавилась и рекордная безработица, которая бьёт по страховому стажу. При этом рост пенсионного возраста не оказал существенного влияния на соотношение доходов и расходов ПФР. Получается, что даже нищенские выплаты невозможны без бюджетных вливаний. А мы ведь хотим большую пенсию, чтобы можно было по миру путешествовать, отдыхать, получать лечение.

Выход есть: думать о пенсии уже сейчас.

Итак, главная проблема пенсионной системы России – её неэффективность. Улучшить ситуацию может только внедрение конкуренции по американскому или японскому образцу. Частные фонды – вот ключ к большим доходам и светлому будущему. Причём нужно быть осторожным: на нашей земле любая светлая идея может стать инструментом мошенничества.

Так что же предпримет Правительство?

Признавая проблему и выделяя колоссальные ресурсы на поддержание ПФР, власть пока не имеет системного подхода к реформированию пенсионного обеспечения. И это несмотря на постоянные атаки оппонентов, подчас весьма аргументированные. К примеру, Игорь Николаев в своём материале для «Эха Москвы» подсчитал, что реформа высвободит к 2028 году 10,2 трлн. рублей. Он прямо указывает, что эти деньги потеряют люди, а «государство сэкономит».

Телеграм-канал «Незыгарь», который порой называют маленьким рупором Кремля, анонсировал «работу над ошибками» пенсионной системы. Её цель – восстановить позиции «Единой России» в преддверии парламентских выборов. Тот же Игорь Николаев недавно напрямую увязывал падение рейтинга «ЕР» с провальной реформой.

Работа будет вестись по ряду направлений:

  1. индексация выплат работающим пенсионерам (не проводилась с 2016 г.);
  2. возврат к прежнему пенсионному возрасту для жителей Дальнего Севера и Востока;
  3. снижение возраста выхода на пенсию для ряда профессий (к примеру, учителей).

Крайне информированный «Незыгарь» считает, что изменения будут озвучены В.Путиным во время послания Федеральному Собранию. Ну что ж, в это верится охотно. Правда, проблема не исчезает: комплексного видения пенсионной системы как не было, так и нет. Ранее циркулировали слухи о том, что из зарплаты работников будут удерживать 1% на пенсию. Подтверждения им пока не последовало.

Резюме: ждать скорых перемен не стоит

Итак, жёсткая пенсионная реформа 2018 года, последствия которой мы наблюдаем прямо сейчас, в самом разгаре. Если власти не нажмут на стоп-кран, к 2028 году мужчины будут уходить на покой в 65 лет, а женщины – в 60 лет. Это я про пенсию, если что. И хотя возраст поднимают уже 2 года кряду, это не оказало значимого влияния на довольствие граждан.

Планируемые изменения, о которых мы узнаем из анонимных телеграм-каналов, носят косметический характер. Глубокой проработки системы не планируется. А потому тем, кто сейчас хорошо зарабатывает, могу посоветовать только одно: откладывайте, инвестируйте, думайте о старости уже сейчас. Неизвестно, сколько мы протянем, но это время хотелось бы провести без унизительного подсчёта копеек и судорожной экономии на необходимом.

Источник статьи: http://bankstoday.net/last-articles/pensionnaya-reforma-v-rossii-ne-udalas-chto-budet-dalshe-i-kak-ispravit-sistemu