Меню

Аналитическая справка для стимулирующих выплат учителям начальных классов

Аналитическая справка «Оценка выполнения утвержденных критериев и показателей эффективности работы учителя»

оценки выполнения утвержденных критериев и показателей эффективности работы учителя географии

на выплату поощрительных выплат из стимулирующей

части фонда оплаты труда за период

с 01.01.2016 по 31.08.2016.

1.Доступность качественного образования и воспитания

1.1.Средний балл учащихся по итогам полугодия по всем классам, в которых учитель ведет учебное занятие не менее 2-х лет в сравнении по средним показателям по предмету:

— Средний балл учащихся выше или равен (приложение №1)

1.2. Количество учащихся, имеющих академическую задолженность по итогам полугодия по всем классам, в которых учитель ведет учебные занятия не менее двух лет в сравнении предыдущим полугодием:

— академическая задолженность отсутствует (приложение №1)

1.3 Общее количество проведенных мероприятий на уровне школы:

— предметная неделя с 25.01.-30.01.2016г. по географии;

-в каникулярное время :

-04.01.2016г. беседа с просмотром презентации на тему «Рождество Христово» – учащиеся 9а , 9б – 13 человек ;

-28.03. 2016 г. – обзорная экскурсия по музею для реабилитационного центра – лекторская группа 9а, б класс(5 учащихся).

-11.07.2016-12.07 2016г. двухдневная экскурсия с учащимися 9а класса в количестве 14 человек

1.4.Наличие призовых мест

-международный блиц — турнир по географии «Глобус мира » (приложение №2)

1.5. Наличие призовых мест

-конкурс патриотической песни «С любовью к России! »18.02.2016г.- 1 место

1.6 Работа в классах с количеством обучающихся более 20.

— обучение в 5,8, классах (ОБЖ, география)

1.7. Отсутствие травм, полученных учащимися на урочных и внеурочных занятиях.

1.8. Отсутствие обоснованных жалоб от родителей, опекунов и попечителей на работу учителя.

1.12 Школьная форма (весь класс)

1.13 Питание учащихся

1.14.8 вид обучения

-география 6 класс

2.Методическая и инновационная деятельность

2.4. Работа учителя по направлениям, не входящим в круг должностных обязанностей

— мониторинг питания и посещаемости в 9 а классе.

2.5. Учителем используются ИКТ:

ИКТ для моделирования урока (составление планов уроков, презентаций)

для контроля и учета базовых знаний учащихся (раздаточного материала)

— для индивидуальных траекторий обучения учащихся.

-ведение электронного журнала

2.9. Подготовка материала для обновления школьного сайта.

Предоставляла материал по внеурочной деятельности класса (уроки – успеха 22.01.2016.,посещение модельной библиотеки 27.04.2016г., мероприятия, проводимые в рамках предметной недели с 25.01.-30.01.2016г. и т.д.)

2.11. Своевременно и качественно ведется соответствующая школьная документация (журналы, отчеты и др.). Замечания не имеются.

Составил учитель географии 30.08.2016

Номер материала: ДБ-707264

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/analiticheskaya-spravka-ocenka-vipolneniya-utverzhdennih-kriteriev-i-pokazateley-effektivnosti-raboti-uchitelya-2129215.html

Аналитическая справка-представление на учителя начальных классов.

на Иванову Галину Николаевну, учителя начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1»

муниципального образования – городской округ город Касимов

Общие данные об аттестуемом

Образование — высшее, в 2002 году окончила Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина по специальности «педагогика и методика начального образования», присвоена квалификация «учитель начальных классов».

Стаж педагогической работы — 21 год. Стаж работы в данном учреждении — 12 лет. Стаж работы в данной должности — 21 год.

Наличие квалификационной категории по данной должности – высшая с 27.02.2014 по 27.02.2019.

Вывод: по результатам внутренней оценки в 2015 – 2016 учебном году освоили ФГОС НОО 100 % обучающихся 4 Б класса.

% обучающихся, получивших отметки «4» и «5» (в условиях безотметочного обучения – % обучающихся, достигших повышенного (выше базового) уровня) по результатам внутренней оценки

Вывод: по результатам внутренней оценки средний показатель качества знаний по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир в 4 Б классе в 2015 – 2016 учебном году составил 81%.

% обучающихся, получивших отметки «4» и «5» (в условиях безотметочного оценивания – % обучающихся, достигших повышенного (выше базового) уровня) по результатам внешних оценочных и мониторинговых процедур (ВПР, НИКО, PIRLS , PISA )

Вывод: % обучающихся, получивших отметки «4» и «5» по результатам внешних оценочных и мониторинговых процедур (ВПР) в 2016 году в среднем составил 81,8%.

1.1.2. Динамика обученности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

Сравнение успеваемости, качества знаний в 1–4 классах одного набора за три последовательных года, приходящихся на межаттестационный период (по выбору аттестуемого)

Вывод: на протяжении трёх последовательных лет прослеживается стабильная стопроцентная успеваемость. При сравнении качества знаний наблюдается высокий уровень обученности и наличие положительной динамики. Анализ степени обученности обучающихся показывает наличие положительной динамики. Степень обученности соответствует 5 уровню – до 100% — это так называемый перенос (положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение навыками) – способность к обобщению и переносу установленных закономерностей в новой учебной и практической ситуации: обучающийся даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу и пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения.

1.1.3. Стабильность результатов по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

Сравнение результатов (успеваемость, качество знаний) итоговых контрольных работ в 4 классе и входных контрольных работ в 5 классе (тексты контрольных работ идентичны)

Вывод: сравнение результатов (успеваемость, качество знаний) итоговых контрольных работ в 5 классе показывает стабильный уровень обученности.

1.2. Показатель «Сформированность универсальных учебных действий»

Динамика сформированности УУД

Инструментарий для внутреннего мониторинга сформированности УУД и его результаты

Инструментарием для внутреннего мониторинга сформированности УУД у младших школьников был выбран надпредметный курс «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Для знакомства обучающихся с новым универсальным умением выделен отдельный час (в рамках внеурочной деятельности). Курс обеспечен учебно-методическим комплектом. Переход нового знания в умение происходит в ходе его отработки на последующих предметных уроках.

За четыре года апробации надпредметного курса «Мир деятельности» можно наблюдать следующую положительную динамику: данный курс существенно помогает учителю в организации формирования у обучающихся надпредметных действий, а именно:

— умения самостоятельно осваивать новые знания и умения;

— организовывать свою учебную деятельность;

— контролировать и оценивать её;

— позволяет учителю перейти к формирующему оцениванию достижений обучающихся.

Можно отметить так же позитивный рост у обучающихся не только в усвоении предметного содержания, но и возросший познавательный интерес, развитие личностных качеств обучающихся и их позитивных взаимоотношений внутри коллектива.

Источник статьи: http://infourok.ru/analiticheskaya-spravkapredstavlenie-na-uchitelya-nachalnih-klassov-3542744.html

Аналитическая справка о профессиональной деятельности учителя начальных классов

о профессиональной деятельности

Ивановой Маргариты Васильевны,

учителя начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза

Стружкина И.В.» Демянского района Новгородской области, аттестующегося на первую квалификационную категорию.

Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации.

За последние 4 года работы в школе неуспевающих в моих классах по моим предметам не было, успеваемость – 100 %. (Приложение к п. 1.1.)

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности обучающихся у учителя.

Мои обучающиеся показывают высокое качество знаний по предметам, о чём свидетельствуют данные таблицы.

Всего обучающихся – 14чел.

На «4» и «5» обучаются по предметам:

Русский язык – 8 чел., 50%

Литературное чтение – 14 чел., 75%

Математика – 9 чел., 64,2%

Окружающий мир – 14 чел., 100%

Музыка – 14 чел., 100%

Изобразительное искусство – 14 чел., 100%

Технология — 14 чел., 100%

Всего обучающихся – 14чел.

На «4» и «5» обучаются по предметам:

Русский язык – 6 чел., 42,8%

Литературное чтение – 14 чел., 100%

Математика – 8 чел., 57%

Окружающий мир – 12 чел., 86%

Музыка –14 чел., 100%

Изобразительное искусство –14 чел., 100%

Технология –14 чел., 100%

Всего обучающихся – 13чел.

На «4» и «5» обучаются по предметам:

Русский язык – 5 чел., 38,4%

Литературное чтение – 13 чел., 100%

Математика – 9 чел., 69,2%

Окружающий мир –7 чел., 53,8%

Музыка – 13 чел., 100%

Изобразительное искусство – 13 чел., 100%

Технология – 13 чел., 100%

Итого по учителю:

Итого по учителю:

Итого по учителю:

Таким образом, за последние три года наблюдаются устойчивые высокие результаты: доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» от 80,2 до 84,1 %. (Приложение к п. 1.2.)

Положительные результаты независимой оценки качества образования на разных уровнях (кроме уровня образовательной организации).

В 2016 году мои обучающиеся 4 класса писали Всероссийские проверочные работы по следующим предметам: по русскому языку, по математике, по окружающему миру. 100 % из них имеют положительные отметки. (Приложение к п. 1.3.)

Критерий 2. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования.

2.1. Положительные результаты независимой оценки качества образования по русскому языку (областной уровень).

В 2016 году мои обучающиеся 4 класса писали Всероссийскую проверочную работу по русскому языку. 100 % из них имеют результаты не ниже установленного минимального количества баллов. Средний процент выполнения теста по русскому языку по классу выше среднеобластного показателя: по школе – 81,5%, по региону – 79,60%. (Приложение к п. 2.1.)

2.2 Положительные результаты независимой оценки качества образования по математике (областной уровень).

В 2016 году мои обучающиеся 4 класса писали Всероссийскую проверочную работу по математике. 100% из них имеют результаты не ниже установленного минимального количества баллов. Средний процент выполнения теста по математике по классу выше среднеобластного: по школе 80,35%, по региону – 78,21. (Приложение к п. 2.2.)

Критерий 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

3.1. Доля обучающихся, вовлечённых учителем в научную (интеллектуальную), творческую, физкультурно-спортивную деятельность, в общей численности обучающихся у учителя.

В целях повышения качества знаний по предметам и всестороннего развития личности я привлекаю обучающихся к различным видам деятельности, использую различные формы внеклассной работы, конкурсы, олимпиады, соревнования.

«Введение в народоведение»

«Экология для младших школьников»

На протяжении 3-х лет от 57 до 62% моих воспитанников посещали занятия творческой направленности «Введение в народоведение».

На протяжении 2-х лет 100% моих воспитанников посещали внеурочные занятия по программе «Игра» физкультурно-спортивной направленности.

На протяжении 3-х лет 100% моих воспитанников посещали внеурочные занятия по программе «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности.

В 4 классе 54% обучающихся занимались по программе «Планета загадок» интеллектуальной направленности . Данная программа является непосредственным про​должением курса «Экология для младших школьников» (54%).

В 2015-2016 учебном году 62% моих воспитанников посещали занятия ВД «Перекрёсток» интеллектуальной направленности .

На протяжении четырёх лет от 57 до 62 % моих обучающихся посещали занятия в объединении «Художественное творчество» творческой направленности.

Таким образом, 100 % моих обучающихся вовлечены в научную (интеллектуальную), творческую деятельность, физкультурно-спортивную деятельность. (Приложение к п. 3.1.)

3.2 Разнообразие организованных учителем видов деятельности, в которые вовлечены обучающиеся.

На протяжении 3-х лет я веду занятия ВД творческой направленности по программе «Введение в народоведение». Данная программа имеет целью раскрытие перед детьми системы миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Кроме чисто познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. На занятиях мы готовимся к традиционным народным русским праздникам, проводим «посиделки», разучиваем песни и танцы, выступаем с концертами.

На протяжении 2-х лет мои воспитанники посещали внеурочные занятия по программе «Игра» физкультурно-спортивной направленности и в течение 3-х лет — по программе «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности. Традиционные формы проведения занятий – соревнования, конкурсы, танцевальные часы.

С 2013-2015 учебном году вела занятия «Экология для младших школьников» интеллектуальной направленности. Данный курс разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

1) расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа «Планета загадок» является непосредственным продолжением курса «Экология для младших школьников. Поэтому к числу задач данного курса относятся дальнейшее обогащение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирова​ние новыми яркими, запоминающимися примерами;

— расширение кругозора обучающихся, развитие их воображе​ния и эмоциональной сферы;

— укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

— последовательное приобщение учащихся к детской науч​но-художественной, справочной, энциклопедической литера​туре и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

В 2015-2016 учебном году начала внедрять в образовательную деятельность программу «Перекрёсток» интеллектуальной направленности, которая ставит ряд педагогических задач:

— ​ Изучить правила дорожного движения для пешехода, пас​сажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомить с группами дорожных знаков.

— Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.

— Знать сигналы светофора.

— Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.

— Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.

Читайте также:  Закон по выплате зарплат

На протяжении трёх лет все мои воспитанники посещали занятия по программе «Художественное творчество», благодаря которым дети принимали участие во многих конкурсах и занимали призовые места, например, конкурс рисунков: «Красота Божьего мира», творческий конкурс «Заботливая мама», конкурсы рисунков «Дорожная безопасность», «Путешествие в страну Див» и т.д.

Мои воспитанники любят готовить проекты по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру, участвуют в школьных, районных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Являясь классным руководителем, каждый год с ребятами я готовлю концертные выступления перед родителями. В таких коллективных творческих делах каждый находит применение своим способностям: играют на сцене, поют, танцуют и т.д.

Осенью, весной и летом я с ребятами из класса провожу акцию «Чистый берег». Такие походы несут не только физкультурно-оздоровительную направленность, но и социально-значимую, так как мы убираем мусор, расчищаем и обустраиваем места для отдыха.

Традиционными в нашей школе являются дни здоровья. Один раз в месяц я со своим классом провожу весёлые старты, час спортивных игр, зарницу, олимпийские игры или другие мероприятия физкультурно-спортивной направленности.

Таким образом, я организую такие разнообразные виды деятельности, как; научная (интеллектуальная) деятельность, творческая деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, в которые вовлечены все обучающиеся моего класса. (Приложение к п. 3.2.)

3.3. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.п.) на разных уровнях.

Обучающиеся моего класса принимают участие в различных конкурсах, в том числе:

(Приложение к п. 3.3.)

Таким образом, мои обучающиеся принимают активное участие в конкурсах различного уровня.

3.4. Наличие призовых мест (1-5) в конкурсных мероприятиях разного уровня.

Мои воспитанники на протяжении всех лет обучения занимали призовые места не только на муниципальном уровне, но также и на Всероссийском и международном (Приложение к п. 3.4.)

Таким образом, мои обучающиеся занимают призовые места не только на муниципальном уровне, но также на Всероссийском и международном.

КРИТЕРИЙ 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

4.1. Личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания.

4.1.1 Знание сущности методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.

Ежегодно я повышаю своё профессиональное мастерство через самообразование, участие в работе районного и школьного методического объединения учителей начальных классов и курсы в ОАОУ «Новгородский институт развития образования».

Знания по современным педагогическим технологиям получала и совершенствовала на следующих курсах повышения квалификации:

«Обновление содержания и технологий начального общего образования», 2015.

«Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ», 2016. (Приложение к п. 4.1.1.)

В современной педагогике существует достаточно большое количество методик и технологий. В своей работе я чаще всего использую системно-деятельностный подход, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию проблемного обучения, проектную технологию, ИКТ технологию

1. Системно-деятельностный подход.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить обучающихся фиксированным набором знаний, а сформировать у них умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

1 . Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2 . Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ребёнку содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность обучающихся;

Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

2. Личностно-ориентированное обучение.

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Первостепенные требования предъявляемые к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:

— учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая и опыт его предшествующего обучения;

— изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование наличного субъектного опыта каждого обучающегося, а не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование и обобщение предметного содержания;

— активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать обучающимся возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

— необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта обучающихся с научным содержанием задаваемых знаний;

— необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые выполняет обучающийся, во время усвоения учебного материала;

— конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ребёнку возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

— необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии при введении знаний о приемах выполнения учебных действий;

— выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется обучающийся самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимость средствами учебника или учителя стимулировать обучающихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

Как же реализовать эти требования при конструировании различных учебных материалов?

Личностно-ориентированное обучение – такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения учитель-обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель — развитие обучающегося как личности (его социализация) путем формирования следующих функций индивидуума:

функция избирательности (способность человека к выбору);

функция автономности личности и формирования образа «Я»;

функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности обучающегося, создание условий для индивидуальной самореализации и развития его личностных качеств.

Проектирование личностно-орентированного обучения предполагает:

признание обучающегося основным субъектом обучения;

выявление субъективного опыта обучающегося;

развитие индивидуальных способностей обучающегося на основе использования его субъективного опыта путём включения его в активную деятельность, направленную на саморазвитие;

обеспечение в процессе обучения личностно значимого эмоционального контакта учителя и обучающихся на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Авторы : И.С. Якиманская, Л.И. Божович, С.И. Панюкова

Проблемное обучение–это деятельность обучающегося по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью обучающихся, направленной на усвоение новых знаний.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ результатов и формулирование выводов, применение полученных знаний.

Технология проблемного обучения привлекательна и своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании.

Цель обучения проблемного типа не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия; это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Читайте также:  Выплаты до 25 лет родившей первого ребенка какие регионы

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

— формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Цель — развитие у обучающихся способности решать проблемы: учебные, учебно-практические, социальные.

В основе технологии лежит принцип активизации познавательной активности школьника путем создания проблемной ситуации – ситуации конфликта между имеющимися знаниями и незнанием того, как объяснить новые явления.

Сущность — добиваться увеличения степени самостоятельности обучающихся в решении проблемы поэтапно: от постановки и решения проблемы обучающимися с помощью педагога – к формулированию обучающимися проблемных ситуаций по аналогии и решению их совместно с педагогом – и, наконец, к прохождению самими обучающимися самостоятельно всех этапов разрешения проблемной ситуации.

Механизм: поисковые методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский); постановка познавательных задач, решая которые, обучаемые активно усваивают знания; использование системы приемов, создающих интеллектуальное напряжение и потребность решения возникшей проблемы.

Авторы: М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Железовская, Е.Л. Мельникова, Ю.К.Бабанский, Дж. Дьюи, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин.

Таким образом, на проблемном уроке создаются все условия для

проявления познавательной активности обучающихся. Обучающиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации

испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

3. Проектная технология .

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Проект — более широкое понятие — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование — это в большей степени научная деятельность, а проект — это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков обучающихся

умение ориентироваться в информационном пространстве

умение самостоятельно конструировать свои знания

умение интегрировать знания из различных областей наук

умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

самостоятельную деятельность обучающегося

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Критериями оценки является как достижение цели проекта, так и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Использование данных технологий позволяет сформировать у об уча ю щихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечить требуемое качество обучения на всех его этапах.

научить об уча ю щихся самостоятельному, критическому мышлению;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

принимать самостоятельные аргументированные решения;

научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Этапы работы над проектом:

Разработка основных идей.

Сбор и анализ данных

2. Этап разработки проекта (планирование работы над проектом)

Планирование работы каждого участника

Разработка содержания этапов

Определение форм и методов управления и контроля

Отбор форм взаимодействия

3. Этап реализации проекта ( аналитический, обобщающий этап)

Интегрирование и аккумулирование всей информации

Подготовка наглядно – графического материала

Контроль и коррекция промежуточных результатов

Соотнесение результатов с целью

4. Этап завершения проекта

Завершение и защита проекта

Сопоставление первоначальных целей и результатов

Оценка и подведение итогов

Результат: развитие познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает обучающийся, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Использование информационно-коммуникационных технологий/

электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Сегодня невозможно себе представить современного человека, не владеющего компьютерной грамотностью. ИКТ создают дополнительную мотивацию на обучение: развивают эмоционально-чувственную сферу; стимулируют познавательный интерес; оптимизируют учебное время; способствуют созданию универсальности и удобства в использовании материала.

Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Однако считаю, что компьютерные технологии не должны заменить уже прижившиеся в школе педагогические технологии, а должны помочь им стать более результативными.

Использование компьютера в учебном процессе — это один из путей, способных интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

С помощью компьютерных технологий я решаю следующие задачи:
— усиление интенсивности урока;
— повышение мотивации учащихся;
— мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии я использую на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля обучающихся.

В своей работе я использую ИКТ как средство организации учебной деятельности. В уроки я включаю использование интерактивных тренажёров, во внеурочной деятельности использую ИКТ для реализации проектной деятельности, а также для индивидуальных занятий с одарёнными и слабо успевающими детьми. В работе с родителями также уделяю большое внимание внедрению ИКТ: даю рекомендации по участию в дистанционных олимпиадах, по осуществлению контроля посредством электронного дневника.

В своей педагогической деятельности я использую ИКТ как основное современное средство наглядности. В этом помогают электронные (цифровые) образовательные ресурсы.

Я постоянно разрабатываю и использую на уроках тематические презентации, использую ИКТ как один из основных источников поиска информации для детей. Это позволяет мне:

· развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

· активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль деятельности обучающихся.

На уроках русского языка я активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих обучающихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.

При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).

Активно использую ИКТ в сети Интернет, как современное средство наглядности:

Запоминалки, пословицы, поговорки, скороговорки: http://gramota.ru/class

Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html —

Планета школа — множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/

Математика для школьников и дошкольников «Сократ»: http://www.develop-kinder.com/

«Кенгуру» — международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP . ENGURU.HTMo Познавательный портал: http://clow.ru/

Электронная энциклопедия «Мир вокруг нас»: http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/

Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first=

Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/sound.html

В своей работе я использую ИКТ в сети Интернет, как средство обучения. Для этого использую различные диски и тренажёры:

Отличник (тренажер по математике и русскому языку) — http://otlichnyk.ru/

Окружающий мир, Издательство «ВАКО», «КиМ»;

Литературное чтение, Издательство «ВАКО», «КиМ»;

Русский язык, Издательство «ВАКО», «КиМ»;

Математика, Издательство «ВАКО», «КиМ»;

«Тренажёр по литературному чтению»для 4 кл.», Издательство «Ювента», Подготовка к итоговой аттестации.

«Тренажёр по окружающему миру для 4 кл », Издательство «Ювента», Подготовка к итоговой аттестации.

«Тренажёр по окружающему миру для 1 кл », Издательство «Экзамен», «КиМ.

Электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир»;

«Уроки русского языка 1-4 классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус» 2011 год.

«Уроки литературного чтения 1-2 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.

«Уроки литературного чтения 3-4 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.

В качестве иллюстративного материала я использую информацию, взятую в сети Интернет, например:

Сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов: http://slovari.ru

Сайт словарей и энциклопедий: http://dic.academic.ru

Сайт для учителей начальной школы: http://metodsovet.su

Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/ Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm

Сайт «Лукошко сказок»: http://www.lukoshko.net

Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ —

Использование ЦОРов помогает развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у обучающихся умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать обучающихся в учебный процесс; качественно изменить контроль деятельности обучающихся.

Таким образом, я использую информационно-коммуникационные технологии электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе с различной целью: как средство организации учебной деятельности и как современное средство наглядности.

Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.п.)

В своей практике я использую большое количество разнообразных методических приемов. При этом выбираю такие, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению. Выбор методов обучения также зависит от возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных компетенций.

В процессе организации урока в рамках ФГОС чаще всего я использую активные методы обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.

Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы и предполагают работу в группах сменного состава.

Во-первых, делю обучающихся на группы. В группах не более 9 человек.

Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Не допускаю, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер.

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Методы начала образовательного мероприятия.

Так, нап ример, для начала образовательного мероприятия использую такие методы как:

«Подари подарок другу»; «Поздоровайся локтями»; «Найди похожих».

Цель этих методов: дать положительный настрой на работу, установление контакта между обучающимися.

Начинаю урок необычно, предлагаю обучающимся поздороваться глазами.

Методы выяснения целей и ожиданий.

Следующий важный момент – это выяснение образовательных целей обучающихся, их ожиданий.

К числу ожиданий относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

На данном этапе я использую такие методы как:
«Фруктовый сад»; «Солнышко и туча»; «Разноцветные листья».

Выше указанные методы позволяют мне эффективно провести выяснение ожиданий и постановку целей обучения.

Читайте также:  Как увеличивается пенсия работающего военного пенсионера

Методы вхождения в тему.

Основной моей задачей является — построить логическую цепь изучаемых тем по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для меня — заинтересовать обучающихся к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках. Методы обучения на этой фазе «Четвёртое лишнее и другие.

Методы презентации учебного материала.

В процессе урока регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такой метод, как «Мозговой штурм», позволяет сориентировать обучающихся к теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Методы организации самостоятельной работы над темой.

Активные методы, которые помогают обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес формой игры:

«Творческая мастерская»; «Инфо-карусель»; «Автобусная остановка».

Собранная информация обучающимися обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Метод обучения на этой фазе урока: «Ковёр идей».

Методы подведения итогов урока.

Активные методы, которые позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.
Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:

«Дирижер»; «Снежинки»; «Четыре стихии».

А также завершая урок, внеклассное мероприятие, применяю такие методы, как «Ромашка», и другие.

Как при построении урока, так и при выборе метода обучения я руководствуюсь общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитываю характер материала урока, возраст обучающихся, их особенности и уровень готовности к изучению учебного материала.

Также моя система работы включает в себя следующие методы и приемы, обеспечивающие развитие и обогащение индивидуального опыта младших школьников:

1. Обучение в условиях учебного диалога.

Наша интеллектуальная жизнь всегда социально обусловлена и неизбежно протекает в процессе диалога (внешнего или внутреннего). Таким образом, можно сказать, что в диалоге, построенном на партнерских отношениях, каждый ребенок чувствует «востребованность» с его индивидуальным опытом и может творчески самоутвердиться в процессе воспроизведения своего опыта. Например. Использую для беседы элементы дискуссии произведения Н. Носова, В. Драгунского, А. П. Чехова, А. Линдгрен. Так по рассказу А.П. Чехова «Белолобый» предложила тему для дискуссии «Трудно ли быть маленьким?» По сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», интерес, на мой взгляд, представляет незаконченную формулировку темы. Например, «Обман – это……», (по рассказу Н.Носова «Фантазеры). Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя?

2. Использование на уроках проблемного метода обучения.

Я создаю проблемные ситуации и стимулирую активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего развивается познавательный интерес детей, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие творческих способностей. Например. 2 класс изучение темы «Разнообразие растений».

— А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?- А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст? Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.

3. Применение игровых методов обучения.

Для обучающихся начальной школы всегда вызывает интерес игровая деятельность, поэтому я учитываю эти возрастные особенности при подготовке к уроку.

Используя игру на уроке, стараюсь реализовать через детскую деятельность основные функции игры: коммуникативную (развитие опыта общения), функцию самореализации (обогащение опытом самостоятельной творческой деятельности), игротерапевтическую функцию (снятие страха, преодоление стеснительности), диагностическую. Например. Игра «Скажи на ушко» Этот прием способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания. Вместе с вымышленными героями Мишей и Машей при изучении некоторых тем по окружающему миру, мы можем побывать и под водой, и на вертолете, и на цветочной поляне.

4. Проектное обучение.

Проектное обучение в начальной школе является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Основы, на которых строится метод проектов:

личностная ориентация на ребенка;

обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, ролевая игра, эвристическое обучение, дискуссия и др.;

обучение на собственном (индивидуальном) опыте и опыте других в конкретном деле.

Например, проект «Дом в котором мы живем»: дети придумывают оформление классной комнаты, чтобы в ней нравилось учиться, при оформлении уголка, предложили поместить в уголок материалы, которые помогают детям узнать о жизни класса, получить какую- то информацию . В этом году создали уголок в виде сказочного домика на курьих ножках. Проект «Портфолио выходного дня», собирали материал, семейные традиции и классные традиции, придумывали игры, совместные мероприятия с родителями. Проводим выходные дни интересно (ходим на природу, где присутствуют игры, песни, шутки), ходим рыбачить на речку, посещаем музеи, поездки, ходим на лыжах в лес и т.д.)

Мы видим, что данный метод создает большие возможности для обогащения и развития индивидуального опыта младшего школьника.

5. Прием стартовой актуализации индивидуального опыта учащихся.

Задача учителя – выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся прежде, чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.

Технологию данного приема использую с несколькими формами организации деятельности обучающихся:

А) прямая постановка вопроса: «Что мы знаем о нашей стране и о своей деревне», «Что умеет компьютер», «Что вокруг нас может быть опасным…».

Б) ты смог бы поделиться опытом «Как ухаживать за кошкой и собакой?», Как зимой помочь птицам?…»

В) кто хочет попробовать решить задачу выражением. Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач; составить текст по вопросам, по прилагательным, по картинке, по задуманному плану…

Г) опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают свои знания о чем-то с последующим анализом учителя степени их осведомленности в области учебной дисциплины. Например. Учимся делать научное сообщение.(помогают знания на уроках Окружающего мира). Работа с картиной Левитана «Тихая обитель».

6. Прием опережающей проекции нового знания.

Важна инструментовка этого приема: «В следующий раз я расскажу вам о том, как вращается Земля вокруг своей оси, или, как предупредить простудные заболевания, а вы вспомните, что слышали об этом, откуда знаете, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки – образовательную проекцию на новое знание органично наложить на индивидуальный опыт учащихся. В ожидании нового опыта познания у детей формируется готовность к соединению имеющегося запаса знаний и умений с будущей темой.

7. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.

Моя задача при этом – актуализировать творческий потенциал ребенка, его потребность в самореализации. При этом каждый ученик обязательно будет опираться на свой жизненный (индивидуальный) опыт. Например: «Я предлагаю начало текста, а ваша задача – дополнить текст».

1. Дети пошли в лес………………… Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой. (Дети пошли в лес. Они шли по узкой тропинке. По бокам тропинки росли цветы. Дети собирали красивые букетики, но вдруг впереди они увидели волка. Ребята очень испугались. Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой).

Зима наступила неожиданно……………..Зима всегда необычна. «Зимой всегда так красиво», — сказала мама. ( Зима наступила неожиданно. Через месяц мы пошли в лес. Там было очень красиво. Елочки будто надели пушистые шапки. Стройные сосны как будто протягивали нам покрытые инеем, ажурные лапки. Я восхищался чудной красотой! «Зимой всегда так красиво», — сказала мама)

8. Прием жизненного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Например, даю обучающимся такие темы сочинений: Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне», сочинение — описание на тему «О чем мне рассказала старая фотография»; устраиваю беседы на природе, например, «О чем думает травинка», предлагаю сочинить сказку о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате). Такие задания помогают обучающимся понять глубинный смысл образовательных связей, процессов.

9. Конструирование индивидуального опыта через практическую деятельность.

Дети наблюдают, дотрагиваются, держат предмет в руках, ощущают аромат. Например.

— Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух.

— Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.

— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (ответы детей). А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.

— Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?

Ребята делятся своими ощущениями. Обучающиеся в процессе такой деятельности приобретают опыт наблюдения, осмысления объекта, вычленения из наблюдений главного, опыт транслирования своего впечатления, своего «Я» для других.

10. Прием жизненных аналогий в образовательных проекциях.

Например: «Представьте картину из своей жизни, связанную со словом «уважение», расскажите об этом. Обсуждение реальных ситуаций. Например, ситуаций, связанных с проявлением жадности, лицемерия.

В итоге мы получаем:

Внешний результат — его можно увидеть, осмыслить, применить на практике (презентации, плакаты, рефераты, книги, памятки и др.).

Внутренний результат — опыт деятельности, который соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Увеличилось количество и качество проведенных мероприятий. Традиционным стало проведение предметной недели русского языка, Знатоки природы, игра Что? Где? Когда? и др.

Увеличилось количество обучающихся участвующих в дистанционных конкурсах, олимпиадах, районных конкурсах,

Одной из направлений современной школы является школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков , развитие одаренности. Одним из требований к результатам освоение основ образовательной программы является личностные качества

готовность и способность к саморазвитию

мотивация к обучению и познанию

ценностно — смысловые установки

социальные компетенции, личностные качества.

Таким образом, я и спользую различные методы обучения и воспитания, учитывающие особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.п.). (Приложение к п. 4.1.3.)

Т ранслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

В 2012 году на муниципальном уровне давала в 1 классе открытый урок для воспитателей детских садов по теме «Преемственность дошкольного и школьного образования». (Приложение к п. 4.2.)

4.2.1. Выступления о результативном практическом опыте (на семинарах, конференциях; курсах повышения квалификации и др.) на разных уровнях.

В августе 2016 году в рамках методической недели я выступала на районном методическом объединении учителей начальных классов, где транслировала свой результативный практический опыт по проблеме «Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Из опыта работы». Коллегами были выделены практикозначимые моменты выступления: актуальность поставленных вопросов, нестандартность и доступность учебного материала, на основе которого происходит решение поставленных задач. (Приложение к п. 4.2.1.)

Наличие публикаций о результативном практическом опыте (статьи, брошюры и др.) в рецензируемых изданиях различного уровня.

Не имею публикаций о результативном практическом опыте (статьи, брошюры и др.) в рецензируемых изданиях различного уровня.

Наличие Интернет-публикаций о результативном практическом опыте.

Имею Интернет-публикацию разработки внеклассного мероприятия для начальной школы по теме: «Солнце красит землю, а человека – труд» http://gotovimyrok.com/?page_id=29658 (Приложение к п. 4.2.3.)

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.

Активность участия в методической работе образовательной организации.

П ринимаю активное участие в районном методическом объединении учителей начальных классов: делюсь опытом, принимаю участие в «круглых столах», активно выступаю на педагогических советах в своей школе. Так в 2012 году выступала на педагогическом совете с выступлением по теме «Развитие логического мышления будущих первоклассников». В 2014 году в рамках методической работы учителей начальных классов давала открытый урок в 3 классе по теме «Царство грибов». В 2015 году выступала на педагогическом совете по теме «Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (Приложение к п. 4.3.1.)

Общественное признание личного вклада в повышение качества образования.

Участие в экспертных группах и комиссиях разного уровня по независимой оценке качества образования (экспертные группы, жюри конкурсов и др.)

Участия в экспертных группах и комиссиях разного уровня по независимой оценке качества образования (экспертные группы, жюри конкурсов и др.) не принимала.

Наличие поощрений (благодарности, Почетные грамоты и др.), полученных в сфере образования или по профилю деятельности.

В 2015 году награждена Почётной грамотой комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района за добросовестный труд, достижения в профессиональной деятельности.

(Приложение к п. 4.4.2.)

Наличие особых достижений в профессиональной деятельности.

Высокие результаты работы в обучении и воспитании.

В 2016 году мои обучающиеся 4 класса писали Всероссийскую проверочную работу по математике. Один из учащихся набрал 17 баллов из 18 возможных. (Приложение №1)

Высокая результативность методической деятельности

В 2016 году получила благодарность за помощь в организации и проведении международного дистанционного блиц-турнира проекта «Новый урок». (Приложение №2)

В 2014 году участвовала в районном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». (Приложение №2)

В 2016 году участвовала в эксперименте, проводимом Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого: пилотном проекте по использованию метода автокоррекции. (Приложение №2)

Высокий уровень общественного признания

С 2004 года коллектив школы участвует в Всероссийской акции «Ленинградские дети», с 2012 года – в акции «Блокадная лента». За активное участие в акциях и большую патриотическую работу по сохранению памяти Ленинградских детей, погибших на станции Лычково 18 июля 1941 на ж/д станции Лычково имею грамоты и сертификаты (2012, 2013, 2015 года) Администрации поселения и Муниципального образования Прометей Санкт-Петербурга. (Приложение № 3)

Справку составила Иванова М.В. _______________

Данные аналитической справки подтверждаю.

Директор школы ___________________ Михайлова Т.А.

Источник статьи: http://infourok.ru/analiticheskaya-spravka-o-professionalnoj-deyatelnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-4134135.html