Меню

Анализ назначения досрочных пенсий

Актуальные проблемы по вопросу назначения досрочных страховых пенсий

До настоящего времени абсолютное большинство пенсионеров «досрочников» финансируются за счет страховых взносов обязательного пенсионного страхования, уплачиваемых работодателями в ПФР.

Исключение составляют только две категории: безработные и «чернобыльцы». Финансовые ресурсы, направляемые на выплату досрочных пенсий этим категориям пенсионеров до достижения общеустановленного пенсионного возраста, возмещаются Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета.

Что касается всех остальных досрочных пенсий то, до 2010 года их финансирование осуществлялось за счет единого социального налога (ЕСН), направляемого в ПФР для финансового обеспечения страховой части пенсии, и части ЕСН, уплачиваемого работодателями в федеральный бюджет, направляемый затем в ПФР для финансирования базовой части пенсии.

С 2010 г. в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансирование досрочных пенсий стало осуществляться за счет страховых взносов, направляемых в ПФР на финансирование страховой части, включая фиксированный базовый размер трудовой пенсии .

Совершенно ясно, что с 2002 года и до настоящего времени, в качестве финансового источника досрочных пенсий используются финансовые ресурсы обязательного пенсионного страхования.

Отсюда можно сделать вывод о том, что действующая система финансирования досрочных пенсий осуществляется за счет всех пенсионеров. Выделенный источник финансирования досрочных пенсий отсутствует (одна и та же база является источником и для выплаты обычных трудовых пенсий и для выплаты досрочных пенсий), что негативно влияет на финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и уровень пенсионного обеспечения в РФ.

За последние 20 лет реформирование и модернизация российской пенсионной системы не затрагивали систему досрочных пенсий, а лишь вводили новые категории их получателей. Для досрочных пенсий используется такая же пенсионная формула, как для обычных трудовых пенсий. Меняется только стажевый коэффициент и не меняется условная продолжительность получения досрочной пенсии, размер которой считается из пенсионного капитала по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме этого, отсутствие государственной промышленной политики привело к консервации неудовлетворительных, тяжелых и опасных рабочих мест. Модернизация их, как правило, не коснулась. Об этом говорит высокий процент пенсионеров, получающих досрочные пенсии.

Квалификационные справочники не обновлялись с советских времён. Страхование производственных рисков, стандарты их оценки, экономические стимулы для сокращения и модернизации рабочих мест с неблагоприятными условиями труда не появились за 20 лет рыночных реформ.[4]

Дополнительное пенсионное страхование работающих в тяжёлых, вредных, опасных условиях труда, по которым назначается наибольшее число досрочных пенсий, должно экономически стимулировать работодателей для модернизации этих рабочих мест, внедрению современных технологий, повышающих эффективность рабочего места и производительность труда работника. у работодателя должен быть выбор: или он вкладывает средства в модернизацию рабочего места с неудовлетворительными условиями труда, либо платит дополнительный страховой платёж на досрочную пенсию работнику, работающему в неудовлетворительных условиях труда.

Такой подход полностью соответствует одной из основных государственных задач — создание 25 млн. современных высокоэффективных рабочих мест.[5]

Самая главная проблема подтверждения трудового стажа в современном пенсионном законодательстве была и остается значимой, многоаспектной проблемой, исследуемой ради решения множества задач научно-практического характера, важнейшие из которых обусловлены потребностями общества и конституционно закреплены.
Уровень пенсионного обеспечения сегодня достиг той отметки, когда общество предъявляет к государству высочайшие требования, призывая соответствовать единым международным стандартам и активно искать пути решения неизбежно возникающих трудностей.

Интерес к исследованию вопросов подтверждения трудового стажа при этом обусловлен быстрыми темпами развития пенсионного законодательства России, попытками понять роль трудового стажа, дать ему философское определение, а также потребностью в осмыслении данной проблемы в потоке ускорившихся социальных процессов.

Все чаще акцентируется проблема подтверждения трудового стажа при досрочном назначении пенсий свидетельскими показаниями, повышения социальной значимости трудового стажа, удовлетворения потребностей в пенсионном обеспечении отдельной личности и общества в целом.

Кроме того, широкомасштабные социально-политические преобразования, реформирование пенсионного законодательства, затронувшее практически все виды пенсий, нуждаются в научном осмыслении. В связи с этим исследования проблемы подтверждения трудового стажа при досрочном назначении пенсий как основной части этой проблемы приобретают особую актуальность.

Подтверждение трудового стажа при назначении досрочных трудовых пенсий выступает важным элементом механизма назначения трудовых пенсий, его роль не ограничивается простым измерением, а напрямую связана с проблемой соотношения трудового стажа и теми задачами, что стоят перед пенсионным законодательством и реализуются через его функции.

Трудовой стаж не только регламентируют существование правоотношений по пенсионному обеспечению, но и позволяют определить объем и периодичность предоставления пенсионных выплат или иных социальных услуг.
Большое значение рассматриваемой правовой категории заключается в упорядочении процесса назначения пенсий, регулировании процедурно-процессуальных аспектов пенсионного законодательства.[6]

Между тем, отсутствие в законодательстве о пенсионном обеспечении точного определения рассматриваемой правовой категории, признаков, а также правил исчисления приводит на практике к ошибкам, неправильному применению законодательства, нарушению прав и законных интересов граждан.
В связи с этим комплексный теоретический анализ проблемы подтверждения трудового стажа позволит сформировать необходимую базу для дальнейшего исследования данной правовой категории, будет способствовать повышению эффективности правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Практическим шагом по решению проблем досрочных пенсий и повышению эффективности рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда будет принятие закона « О профессиональных пенсионных системах» , который готовится более 20 лет, и которым государство наконец должно определить экономические стимулы для модернизации этих рабочих мест с целью повышения их эффективности, так и дополнительное страхование рисков для работающих на неудовлетворительных рабочих местах.

Читайте также:  Вид выплаты авансовый отчет

Источник статьи: http://studopedia.ru/22_3349_aktualnie-problemi-po-voprosu-naznacheniya-dosrochnih-strahovih-pensiy.html

Досрочная пенсия в системе пенсионного обеспечения

Оглавление

Глава 1.:Правовое регулирование пенсионного обеспечения…………………5

1.2.Досрочная пенсия в системе пенсионного обеспечения…………………12

Глава 2.:Особенности правового регулирования досрочного назначения пенсии отдельным категориям лиц……………………………………………..21

2.1.Особенности правового регулирования досрочной пенсии медицинских работников……………………………………………………………………….21

2.2.Правовое регулирование досрочного назначения пенсии безработным гражданам………………………………………………………………………..29

2.3.Анализ реализации права на досрочную пенсию отдельным категориям работников……………………………………………………………………….34

Введение

Многие российские исследования, посвященные анализу российской пенсионной системы, показывают необходимость ее реформирования. В частности, в работах отмечается невозможность достижения при инерционном сценарии развития пенсионной системы приемлемого коэффициента замещения, подчеркива­ется актуальность проблемы скрытой оплаты труда, негативно влияющей на основные па­раметры пенсионной системы , а также проблемы реформирования системы досрочных пенсий с целью обеспечения долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы. В исследованиях указывается, что зарубежные страны проводят реформы института досрочных пенсий путем ужесточения требований к стажу, необходимому для назначения пенсий, и повышения минимального возраста для назначения досрочных пенсий. Однако в настоящее время эти нормы находятся в диссонансе с рыночными меха­низмами регулирования рынка труда и создают неоправданную нагрузку на федераль­ный бюджет. Финансирование пенсионных выплат работникам сферы образования и здравоохранения, которым назначена досрочная страховая пенсия, осуществляется за счет трансферта федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Фе­дерации, что увеличивает нагрузку пенсионной системы на федеральный бюджет и сни­жает возможности для повышения общего уровня страховых пенсий других категорий их получателей.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации досрочной пенсии.

Предмет исследования нормы, регламентирующие отношения по поводу досрочной пенсии.

Цель исследовании состоит в раскрытии содержания льготной пенсии.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и виды пенсий

2.Охаракетризовать досрочную пенсию в системе пенсионного обеспечения

3.Исследовать особенности правового регулирования досрочной пенсии медицинских работников

4.Произвести анализ реализации права на досрочную пенсию отдельным категориям работников.

При написании данной работы были использованы такие методы исследования как: сравнительно-правовой метод, системный метод анализа законодательства регулирующего оказания стационарного социального обслуживания.

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При написании работы были использованы следующие труды ученых-правоведов: Аракчеев В.С., Буянова М.О., Бровкин С.В., Голенко Е.Н. , Егоров В.В., Захаров М.Л., Иваненко В.А.,Какорина Е.П., Калашников С.В., Королёв Ю. А.,Лукманов С.Т.

Данная работа состоит из введения, двух глав. В первой главе мы рассматриваем понятие и виды пенсий, даем характеристику досрочной пенсии, во второй главе мы рассматриваем особенности назначения досрочной пенсии, заключение и список литературы.

Глава 1.:Правовое регулирование пенсионного обеспечения

Понятие и виды пенсий

Российская система пенсионного обеспечения развивается на протяжении нескольких лет. Серьезную реформу она пережила в 2002 году, затем в 2012 году и продолжается по сей день.

Меняется порядок начисления и выплаты, размер, система расчета. Только виды пенсионного обеспечения сохранили свою актуальность с прошлого века. И даже если до пенсии осталось несколько десятилетий, необходимо иметь представление о данном виде выплат.

Пенсионное обеспечение – это государственная мера, направленная на материальное обеспечение граждан с ограниченными по возрасту и здоровью возможностями [1].

К ней относятся также льготные выплаты выделенным категориям граждан, считающихся социально незащищенными — это инвалиды с ограниченными возможностями, дети при потере родителей.

Пенсионное обеспечение в России направлено на обеспечение таких граждан ежемесячной материальной помощью.

Для получения выплат необходимо входить в специальную категорию лиц, устанавливаемую законодательством

Категория лиц Основание
Лица пенсионного возраста Достижение мужчиной возраста шестидесяти лет, женщиной – пятидесяти пяти лет
Лица пенсионного возраста, имеющие право раньше срока оформить пенсию Работа на вредном производстве, в экстремальной климатической зоне, с опасными радиационными технологиями
Лица с правом на ранний выход на пенсию по выслуге лет Работники сфер медицинского обслуживания, образования, госслужб, а также военные, служащие правоохранительных органов и т.д.
Лица, потерявшие трудоспособность при выполнении служебных обязательств Получение инвалидности
Граждане, в том числе, несовершеннолетние, оставшиеся без попечителей Потеря кормильца лиц – иждивенцев
Нетрудоспособные граждане Лица, по определенным обстоятельствам не имеющие возможность обеспечивать себя средствами для нормальной жизнедеятельности

С момента введения закона о пенсионном обеспечении, нормативная база несколько раз терпела глобальные изменения.

В частности, было скорректирована формула расчета пенсии. Если раньше ее размер зависел от трудового стажа, то сейчас она формируется по заработной плате.

Все виды пенсий формируются по отдельному закону №400-ФЗ:

статья №6 определяет порядок начисления страховой пенсии;

статья №8 формирует правила выхода на пенсию по трудовому стажу, а статья №30 и №32 указывает на возможность досрочного выхода на пенсию;

в статье №9 сказано об условиях получения пенсии при инвалидности;

статья №10 регламентирует права на получение компенсационных выплат по потере кормильца.

Система материального обеспечения льготных категорий граждан в виде пенсий подразделяется на выплаты двух видов: трудовые и социальные.

Трудовая пенсия подразделяется на типы:

по старости, если стаж составляет минимум 5 лет на 2016 год;

по инвалидности, полученной в результате трудовой деятельности;

Социальная пенсия подразделяется:

при потере кормильца;

при уходе за инвалидами и/или престарелыми людьми.

В России пенсионное обеспечение также разделяется на три вида:

Читайте также:  Возможно ли получить пенсию по временной регистрации

Государственное – выплаты производятся за счет средств регионального или федерального бюджета.

Страхование – выплата производится участникам системы обязательного страхования, их нетрудоспособным близким родственникам, гражданам, потерявшие кормильца.

Накопительное – негосударственная система, благодаря которой пенсионеры получают надбавку к ежемесячным выплатам. Для получения накопительной части пенсии заключается договор с негосударственным пенсионным фондом.

Страховая пенсия – это регулярная ежемесячная выплата, компенсирующая застрахованным лицам получаемую ранее заработную плату, премию и другие денежные поощрения, и утраченными ими по достижению старости, вследствие инвалидности или при потере кормильца.

Выплачивается только официально трудоустроенным лицам, имеющим даже минимальный стаж работы.

Страховая пенсия назначается:

по потери кормильца.

Трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

Базовая часть. Назначается на федеральном уровне и не зависит от стажа, возраста и других показателей. Базовая часть подлежит индексации. В 2016 году она равна 4383 рубля. Пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста, получают увеличенную компенсацию.

Страховая. Формируется, исходя из сделанных отчислений в страховую компанию. Компенсация зависит от стажа и заработной платы. Накопленная на счет сумма делится на 228 (такое количество месяцев (19 лет), в среднем, живет пенсионер) и выплачивается ежемесячно[2].

Накопительная. Выплачивается из накоплений в период работы. Отчисления делаются в негосударственный пенсионный фонд, который в равной пропорции производит ежемесячные выплаты.

Трудовая (страховая) пенсия по старости выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и наработавшим необходимый стаж.

Рассчитывать на выплаты можно при соблюдении трех условий:

Наличие трудового стажа, равного 6 годам в 2016 году. К 2024 году этот показатель увеличится до 15 лет.

Наличие баллов на пенсионном счету (начисляются в зависимости от размера заработной платы).

Чтобы посчитать свои баллы, необходимо знать только размер заработной платы.

Иванов за 2016 год получил 360 тысяч рублей. Процент отчислений в страховую часть составляет 16%. Предельная сумма его заработной платы составила 796 тысяч рублей.

Получаем: (360*16/100)/(796*16/100)*10 = 4.52. Данный коэффициент применяется при расчете пенсионной выплаты.

Трудовая пенсия по инвалидности выплачивается лицам, имеющим инвалидность I, II и III групп. Для начисления пособий должен быть хотя бы один день рабочего стажа.

Если в трудовой книжке нет отметки об официальном трудоустройстве, то инвалиду полагается социальная пенсия.

Второе условие – полученные увечья, приведшие к инвалидности, не должны быть умышленными. В спорных ситуациях назначается медицинская экспертиза.

Страхования пенсия выплачивается до достижения инвалидом пенсионного возраста. При этом за ним сохраняются другие льготы.

По случаю потери кормильца

Пенсионные выплаты после потери кормильца – это вид государственного обеспечения, направленного на выдачу компенсаций лицам, являющихся иждивенцами умершего пенсионера.

Положенные выплаты нельзя завещать, но на них могут рассчитывать определенный круг лиц [3].

К ним относятся:

дети умершего кормильца до исполнения ими 18 лет или 23 лет при условии очного обучения (пока являются студентами);

вдовам и вдовцам при условии, что на момент смерти кормильца они стали нетрудоспособны;

родители умершего лица при условии, что они являются нетрудоспособными по старости или инвалидности;

другие родственники (братья, сестры, внуки) при условии их признания инвалидами;

приемные родители (мачеха, отчим) при условии, что они воспитывали умершего более 5 лет;

семьи пропавшего кормильца;

родные, взявшие на себя опеку над детьми умершего кормильца в возрасте до 14 лет.

Пенсия начисляется при отсутствии другого источника постоянного дохода.

Если пенсионер продолжает работать, то ему положены надбавки к общей выплате.

Перерасчет производится по заявлению гражданина ежегодно 1 августа. Согласно сделанным страховым отчислениям за прошедший расчетный период, пенсионер получает увеличенные выплаты.

Перерасчет может быть произведен раньше, по требованию заявителя.

По государственному пенсионному обеспечению

На ежемесячные выплаты по программе пенсионного обеспечения могут рассчитывать:

граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных законодательством о назначении пенсии;

иностранные граждане и граждане, не имеющие российского гражданства на тех же основаниях.

В России пенсионеры вправе выбрать тип выплат. Два вида пенсии гражданам не полагается. Исключения составляют участники ВОВ, лица, получившие травмы в ходе военных действий, родители погибших военнослужащих.

Выплаты населению за выслугу лет назначаются лицам определенных профессий, имеющих специальный трудовой стаж.

К ним относятся:

Льготная пенсия назначается при условии, что в данной должности было отработано положенное количество лет.

В 2016 году размер фиксированной пенсии составляет 5629 рублей. Базовая выплата ежегодно индексируется.

По старости пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от страхового стажа.

Выплаты в виде льготы по смерти кормильца производятся:

семьям погибших военнослужащих, чиновников, работников радиационных объектов;

иждивенцам погибшего гражданина.

Семьи погибшего военнослужащего получают:

200% от размера социальной пенсии, если гибель наступила при выполнении служебных заданий;

в размере 150%, если смерть наступила от болезни;

дети кормильцев могут рассчитывать на 40% от суммы довольствия, рассчитанного на одного члена семьи.

Если гражданин РФ получил инвалидность и не имеет страхового стажа, то ему положена государственная пенсия.

В 2016 году размер выплаты для инвалида 1 и 2 группы составляет 4558,98 руб., третьей группы – 2297,47 руб.

Социальная пенсия – это вид государственного обеспечения нуждающихся граждан.

На ее размер не влияет отработанный период, размер заработной платы. При расчете не применяются коэффициенты, баллы и т.д.

Под социальной пенсией понимается пенсия по государственному обеспечению при достижении возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно)[4].

Работодатель за каждого сотрудника делает отчисления в размере 22% от его заработной платы. Из них 16% отчисляется на страховую пенсию, а 6% — на накопительную.

Читайте также:  Больничный предоставлен после выплаты зарплаты

Накопительная часть пенсия может направляться в негосударственный пенсионный фонд, где деньги накапливаются до ухода на пенсию.

Досрочная пенсия в системе пенсионного обеспечения

Большинство граждан трудится на том или ином поприще, но не все профессии одинаковы. Некоторые отличаются особой сложностью и вредностью, поэтому государство предоставляет их представителям право на досрочную пенсию.

Кроме трудящихся в особо сложных условиях, получать пенсию раньше других ещё имеют возможность определённые категории граждан. О том, что это за категории, с какого возраста работники досрочно имеют возможность пойти на пенсию, поговорим далее.

Досрочная пенсия — это особый вид пенсии, которая может быть предоставлена сотруднику, ещё не достигшему пенсионного возраста, общего для всех (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), но имеющему определённый стаж работы по той или иной профессии, или относящемуся к особой категории граждан.

В пенсионные законы на протяжении последнего времени часто вносились изменения и дополнения. Они касались индексаций, исчисления стажа, единовременных выплат, но главная нормативная основа осталась без изменений.

Из наиболее значимых федеральных законов, регулирующих страховые и льготные пенсии, можно выделить:

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Статьи 27-28.1 посвящены досрочному выходу на пенсию по старости.

ФЗ № 400 от 28.12.2013. В главе 6 указано на права категорий граждан и профессий на льготное пенсионное обеспечение.

Остальные законы касаются более общих вопросов в пенсионной сфере.

В Федеральном законе № 400-ФЗ перечислено более 20 пунктов, в которых указаны условия льготного выхода на пенсию мужчин и женщин, трудящихся в определённых условиях, по определённым специальностям и должностям, и имеющим определённый стаж, страховой и трудовой[5].

Вот некоторые из них:

лица, работавшие в подземных сооружениях или в цехах с повышенными температурами, с особо тяжёлыми условиями работы;

женщины, трудившиеся с высокой интенсивностью или управлявшие тяжёлой техникой;

рабочие морских и речных судов;

водители общественного транспорта;

работники авиационной отрасли;

сотрудники службы исполнения наказаний;

медики, работающие с населением;

творческие и театральные деятели.

А также можно выделить несколько особых категорий граждан, которым государство готово предоставлять пенсию досрочно:

Многодетные матери с пятью детьми, или от двух и более, трудившиеся в условиях Крайнего Севера.

Инвалиды по зрению или получившие травму в результате боевых действий.

Диспропорциональные карлики и лилипуты.

Возраст выхода на пенсию этих граждан тоже разнится в зависимости от условий работы и стажа.

При учёте условий, дающих право получать досрочную пенсию, огромное значение имеет стаж.

Причём законодательством выделено несколько видов стажа:

Страховой стаж – это суммарный период, в течение которого производились страховые выплаты в ПФ РФ. Сюда могут относиться периоды деятельности не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору.

Трудовой стаж – суммарное время, в течение которого человек работал по любому из видов трудового договора (на постоянном месте, временном, работа сезонная или на дому).

Специальный стаж – разновидность трудового стажа, которая относится к военнослужащим, набирается за выслугу лет.

Кроме этих периодов, в общий трудовой стаж гражданина включаются:

работа или служба по найму в РФ и за её пределами;

срочная военная служба;

период нахождения на учёте по безработице;

время, в течение которого человек был на больничном;

период отпуска по уходу за ребёнком;

время, в течение которого человек сидел в тюрьме.

Между тем, стоит напомнить, что минимальный размер страхового стажа, который должен быть у пенсионера, составляет пять лет.

По общеустановленному порядку у мужчин возраст ухода на заслуженный отдых наступает в 60 лет, а у женщин — в 55.

Уменьшение возраста ухода на пенсию до срока в зависимости от тяжести трудовых условий и выработанного стажа колеблется:

для мужчин — 50, 55 или 58 лет;

для женщин – 45, 50 или 53 года.

На десять лет раньше остальных имеют право выйти мужчины и женщины, общий страховой стаж которых составляет не меньше 20 и 15 лет.

Причём половину этих периодов времени (10 и 7 с половиной лет) они посвятили работе в подземных или горячих цехах, принимали участие во вредном производстве. А также в 50 и 45 лет могут получать пенсию люди, проживающие и работающие на территориях Крайнего Севера. Эти граждане должны были на протяжении 25 и 20 лет выполнять обязанности оленеводов, или заниматься рыбным и охотничьим промыслами[6].

Граждане, получившие право получать досрочные пенсионные выплаты на 2 года раньше других (мужчины в 58 лет, женщины в 53), — это сокращённые или уволенные вследствие ликвидации предприятия.

Этих лиц службе занятости населения не удалось трудоустроить за определённый промежуток времени, поэтому они могут быть раньше срока отправлены на пенсию с их согласия.

Наличие согласия

Поскольку предоставление пенсии происходит по факту подачи заявления в ПФ РФ, наличие его согласия, само собой, необходимо.

То есть у будущего пенсионера всегда есть выбор, когда оформить свою пенсию — точно при наступлении определённого возраста или на какое-то время позже. Тем более, в настоящее время фонды негосударственного пенсионного обеспечения предлагают выгодные условия, по которым отсрочка оформления пенсии увеличит её будущие выплаты.

Другое дело, если сокращённого безработного центр занятости населения предлагает досрочно (не ранее, чем за два года) отправить на пенсионное обеспечение. Это делается только при наличии согласия гражданина.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s39892t7.html