Меню

Анализ выплат пособий гражданам имеющим детей

Детские пособия

FamVeld / Shutterstock.com

В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий гражданам, имеющим детей:

Все эти пособия освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, кроме ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом РФ.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Последняя актуализация: 2 июня 2020 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://www.garant.ru/actual/posobiya/posob_deti/

Глава 1. Правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей

Введение

Актуальность темы заключается в том, что любое государство старается всеми силами обеспечить защиту интересов одного из самых важных социальных институтов — семьи. Российское Федерация в своем основном законе закрепила, что она создает условия для достойной жизни её граждан. Проявляется это различными инструментами: начиная от морального и нравственного воспитания общества и заканчивая различными мерами экономической поддержки.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей.

Предметом исследования являются государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Целью исследования является анализ и оценка правового регулирования назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

— провести правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей;

— рассмотреть развитие законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей;

— сделать соответствующие выводы.

Глава 1. Правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей

Основной ценностью в нашей стране провозглашен человек, его права и свободы, и, конечно, семья традиционно для нашего общества является тем субъектом, которого призвано защищать государство.

На сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Исходя из содержания вышеуказанного акта, можно классифицировать по периоду получения пособия для данной категории граждан:

1. В период беременности (пособие по беременности и родам; пособие женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности; пособие беременное жене лица, являющегося военнослужащим);

2. После рождения ребенка (пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка; пособие при передаче ребенка в семью; пособие на ребенка военнослужащего).[1]

Проанализировав все перечисленные выше пособия можно заметить, что достаточно весомая их часть, касается тем или иным образом военнослужащих. Связано это в основном с политикой государства в отношении военных, направленной на их всяческое стимулирование (посредством предоставление субсидий на приобретения жилья, социальный пакет и так далее).

Интерес также вызывает субъектный состав тех лиц, которые претендуют на получение государственных пособий. Та часть материальной помощи, которая связана так или иначе с периодом беременности предоставляется только женщинам. Пособия, получаемые уже после рождения ребенка, доступны и для других членов семьи. Это связано с поощрением беременной женщины, так как государство заинтересованно в увеличении численности своего населения. Такая политика характерна для нашего государства. Ведь уровень рождаемости совсем недавно был ниже уровня смертности.

Что касается самих размеров государственных пособий, то они кардинально отличаются друг от друга. В основном это зависит от цели установления того или иного государственного пособия. Пособие по беременности и родам ставит перед собой цель восполнить те убытки, которые были причинены в связи с беременностью. Так беременная женщина лишается возможности осуществлять свою трудовую деятельность и поэтому ей установлен наибольший размер данного вида государственного пособия – в размере среднего заработка. Для женщин, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, размер пособия существенного ниже и установлен в твердой денежной сумме – 300 рублей. Одним из наиболее весомых пособий в денежном коэффициенте является единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Здесь, например, при усыновлении ребенка-инвалида при определенных условиях размер пособия составит более 100 000 рублей.

При этом, регулирование вопроса о назначение тех или иных пособий происходит не только на федеральном уровне, но и на региональном. Каждый субъект РФ, в зависимости от своего благосостояния – назначает дополнительные или улучшает уже существующие пособия.[2]

Верейкина Ю.В. и Н.С. Згонник проведя анализ пособий гражданам, предоставляемых в омской области указывают наличие единовременного пособия в размере 10 000 рублей при рождении двоих детей в случае многоплодной беременности Подводя итог вышепроведенному правовому анализу, следует подчеркнуть важность государственных пособий для граждан нашей страны, как способа поддержания их экономической стабильности.

Не стоит забывать и о возможности опираться на опыт в социальной сфере других государств. Самсонова В.О. проводит анализ правого опыта Республика Беларусь с целью повышения в дальнейшем эффективности социальной поддержки России Здесь, безусловно, оказывает влияние финансовое состояние, экономика государства, но не стоит забывать, что семья – это будущее страны, а значит, ан эти цели не стоит экономть ресурсы. Только комплексное изучение данного вопроса позволит реализовывать права граждан в полном объеме.

Таким образом, на сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s16063t11.html

Курсовая №4004 Пособия гражданам, имеющих детей в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты граждан имеющих детей 6
1.1. Понятие социальной защиты граждан имеющих детей 6
1.2. Сущность пособий гражданам имеющих детей 11
1.3. Круг лиц имеющих право на пособия 15
Глава 2. Правовое регулирование и положение выплаты пособий гражданам имеющих детей 19
2.1. Нормативно – правовое регулирование выплаты пособий гражданам имеющих детей 19
2.2. Статистический анализ положения граждан имеющих детей в Российской Федерации 28
Заключение 31
Список используемой литературы 35

Работа № 4004. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата. Контакты

Введение
Особое место в общей системе пособий занимает комплекс пособий по социальной защите материнства и детства. Это обусловлено теми функциями которые они занимают в обществе. Наиболее значимыми показателями здоровья общества и его будущего является уровень социальной защиты семьи с детьми.
Вместе с тем социальная защита семей с детьми является объективной потребностью переходного к рыночной экономике периода т.к. является частью государственной программы социальной защиты населения.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат адресованных родителям семей с детьми либо непосредственно детям лишенных родительской опеки. Однако многообразие социальных выплат адресованных семьям с детьми не обеспечивает им социальной защиты на должном уровне. Потому что зачастую возникают сложности связанные с оформлением документов на получение социальных выплат. Граждане Российской Федерации плохо ориентируются в законодательстве не знают всех своих прав и гарантий также не все знают в какие органы стоит обращаться в случае нарушения данных прав и гарантий.
Актуальность исследования определяет кроме того и то что законодательство о социальном обеспечении семей имеющих детей остро нуждается в упорядочении.
В сфере социального обеспечения государственные пособия их система занимает важное место. Поэтому была избрана указанная тема курсовой работы с целью детального изучения этой проблемы. Знания в области действующего законодательства и правоприменительной практики необходимы работникам социального страхования при назначении и выплате пособий. На практике работа по назначении и выплате пособий показывает что отдельные сложные ситуации требуют высокого уровня подготовки знания законодательных актов и умение применять их в работе. Кроме того практика показывает на неотложную необходимость обновления и совершенствования законодательства о государственных пособиях .
Объект исследования — общественные отношения возникающие в сфере социального обеспечения граждан имеющих детей.
Предмет исследования является правовое регулирование назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющих детей.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем правового регулирования социального обеспечения семей имеющих детей.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи
1. Раскрыть понятие социальной защиты граждан имеющих детей
2. Определить сущность пособий гражданам имеющих детей
3. Показать нормативно – правовое регулирование выплаты пособий граждан имеющих детей
4. Сделать статистический анализ положения граждан имеющих детей в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей в которых анализируются условия и механизмы социализации граждан имеющих детей.
Теоретическая значимость исследования ­ состоит в развитии представлений об организации социальной защиты граждан имеющих детей. Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования полученных результатов для создания моделей организация социальной защиты граждан имеющих детей.
Методы исследования. Среди методов выпускной квалификационной работы выделим системный подход в управлении в основе которого лежит исследование системы мер по реализации государственной политики по социальной защите населения. В соответствии с системным подходом используется нормативно-правовой метод в целях изучения правовых основ деятельности политики по социальной защите населения и метод анализа документации для оценки качества осуществляемой работы на муниципальном уровне.
Структурно работа состоит из введения двух глав заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам социальной защиты граждан имеющих детей. В ней подробно рассматривается понятие социальной защиты граждан имеющих детей и сущность пособий гражданам имеющих детей. Вторая глава посвящается изучению правового регулирования и положений выплаты пособий гражданам имеющих детей. В этой главе мы изучаем такой важный вопрос как нормативно – правовое регулирование выплаты пособий гражданам имеющих детей.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты граждан имеющих детей
1.1. Понятие социальной защиты граждан имеющих детей
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — социальное государство политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ст.7. п.1..
Обратимся к понятию «социальная защита».
По мнению В.Г. Павлюченко под социальной защитой понимается «совокупность разнообразных мер осуществляемых государством обществом корпорациями общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз безработица бедность болезни и т.д.» .
Социальная защита населения в широком смысле слова — это совокупность социально-экономических мероприятий проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни удовлетворение потребностей поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы совокупность мер преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни .
Социальная помощь — содействие людям в решении проблем с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Также социальная помощь может быть представлена как система социальных мер в виде содействия поддержки и услуг оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности адаптации в обществе .
Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни который необходим для нормального существования развития личности и воспроизводства.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством.
Также основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом поощряются добровольное социальное страхование создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальная защита наименее обеспеченных слоев населения осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур профсоюзов общественных объединений.
Социальное обеспечение — один из способов распределения валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков.
Именно так называлась система социальных органов и их деятельность по защите населения СССР от социальных рисков.
Признаки современного социального обеспечения
1. государственный характер
2. законодательное закрепление перечня социальных рисков
3. нормативное закрепление круга лиц подлежащих обеспечению
4. нормирование государством социальных стандартов обеспечения .
Последние 30 — 40 лет XX века в мире получила дальнейшее развитие концепция социального обеспечения которая стала включать понятие «социальной защиты» обозначавшее предоставление всеобщей базовой социальной поддержки всем гражданам независимо от их взносов или продолжительности их трудового стажа.
Сегодня в развитых государствах сложились такие формы социальной защиты населения как
­ обязательное государственное социальное страхование
­ социальная помощь на государственном и местном уровне которая в основном носит разовый или эпизодический характер
­ частное страхование добровольного характера социальные услуги которые оказываются на уровне предприятий или социальных учреждений.
Данные формы социальной защиты имеют различный вес различные категории защищаемых разные финансовые источники а также отличаются системой организующих и управляющих ими органов.
В 1991 году в новой России была поставлена задача создать принципиально новую систему социальной защиты населения отличную от советской которую характеризовали следующие недостатки
­ уравнительный характер
­ сведение действий субъектов социального обеспечения к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов
­ слабая ориентация на активизацию потенциала творческих сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жизненной ситуации.
В России термин «социальная защита населения» получил широкое распространение также в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения в 1992 г.
Целью государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения доступности и повышение качества социальных услуг для населения.
К принципам социальной защиты населения относятся принципы гуманизма социальной справедливости системности комплексности превентивности мер по социальной защите адресности адаптивности и многосубъектности.
Подробнее рассмотрим принцип многосубъектности. Действительно субъектом социальной защиты могут выступит разные действующие лица.
В качестве субъектов государственной политики в сфере социальной защиты по мнению Петуховой И.В. выступают общество органы государственной власти органы местного самоуправления политические партии общественные объединения и организации профессиональные ассоциации организации предприятия учреждения работодатели . Е.Ш. Гонтмахер называет таким субъектом самих граждан реализующих свои жизненные силы и защищающих насущные интересы .
С.В. Якимчук к субъектам социальной защиты относит работника работодателя государство страховые организации общественные организации внебюджетные организации благотворительные фонды и отдельных меценатов. К объекту социальной защиты — население наемные работники пенсионеры инвалиды бедные семьи безработные и др. .
Исследователи И.Г. Тарент С.А. Юдников более подробно разбирают субъектов государственной политики в сфере социальной защиты. Важнейший субъект социальной защиты по их мнению — государство одной из основных функций которого является социальная защита населения. Профсоюзы – субъект социальной защиты осуществляющий активную деятельность на предприятиях в учреждениях трудовых коллективах. Общественные объединения обеспечивают участие граждан в достижении целей и задач социальной защиты населения помогают реализовать потребность личности в благотворительном участии к ближнему. Работодатели создают условия реализации социальной помощи и поддержки наемных работников обеспечивая минимальный уровень заработной платы обязательное страхование по установленным нормативам пенсионное социальное медицинское по безработице социальные выплаты и компенсации в фонд оплаты труда и др.. Социальные работники непосредственно осуществляют меры социальной защиты социального обслуживания и помощи нуждающимся.
Для граждан имеющих детей социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Система социальной защиты граждан имеющих детей базируется на правилах с помощью которых она наиболее полно и эффективно реализует свои функции. К принципам социальной защиты населения относятся принципы гуманизма социальной справедливости системности комплексности превентивности мер по социальной защите адресности адаптивности и многосубъектности .
1.2. Сущность пособий гражданам имеющих детей
Пособие – это денежная помощь оказываемая государством лицам находящимся в тяжелом экономическом положении .
Пособия — важный вид социального обеспечения который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятное событие наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства .
По мнению Ю.Б. Корсаненковой можно выделить три этапа в становлении и развитии системы социальных пособий на детей с учетом политических и социально-экономических факторов
1. становление системы пособий гражданам имеющим детей конец XIX в. — 1977 п
2. развитие и совершенствование советской системы пособий на детей 1977 г. — конец 80-х гг.
3. развитие российской системы социальных пособий семьям с детьми конец 80-х гг. — 90-е гг. XX в..
Пособия – это денежные выплаты которые назначаются гражданам каждый месяц периодически или единовременно в случаях установленных законодательством РФ с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной материальной помощи.
Для того чтобы понять что из себя представляют государственные пособия гражданам имеющим детей необходимо проанализировать ряд понятий представленных в различных источниках
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. 81 «О государственных пособиях граждан имеющим детей» Государственные пособия гражданам имеющим детей — это единая система государственных пособий гражданам имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства и детства.
Г.В. Долженкова «Государственные пособия гражданам имеющим детей — это единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства и детства» .
К.Н. Гусов «Государственные пособия гражданам имеющим детей – это выплаты производимые родителям или заменяющим их лицам в связи с рождением и воспитанием детей установленные законом в целях материальной поддержки материнства отцовства и детства» .
Таким образом легальное определение предложенное в законе и определение авторов по общему смыслу совпадают.
Сходства данных определений состоят в следующем
• субъектом выплаты является всегда орган государственной власти
• схожая цель а именно поддержка материнства отцовства и детства
• данные выплаты всегда установлены законодательством.
Отличие данных определений состоит в следующем К.Н. Гусов дает недостаточно полное определение так как из смысла данного определения выплаты могут быть различными то есть может быть различен размер пособий при схожем материальном и семейном положении получателя пособий.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий
1. пособие по беременности и родам
2. единовременное пособие женщинам вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
3. единовременное пособие при рождении ребенка
4. ежемесячное пособие по уходу за ребенком
5. ежемесячное пособие на ребенка
6. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
7. единовременное пособие беременной жене военнослужащего проходящего военную службу по призыву
8. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего проходящего военную службу по призыву.
Из приведенного перечня следует что несмотря на включение в один федеральный закон указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению источникам финансирования субъектам порядку исчисления и размерам.
По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга.
В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго третьего и каждого последующего ребенка.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя лица работающие по трудовому договору индивидуальные предпринимателя адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования занятые иными видами деятельности военная служба учеба а также неработающие из бюджетов различных уровней.
Получателями пособий по беременности и родам а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины .
Таким образом вышеизложенные виды государственных пособий гражданам имеющим детей сложились исторически и нашли свое отражение в Федеральном законе «О государственных пособиях граждан имеющим детей».
1.3 Круг лиц имеющих право на пособия
Начни с Конституции РФ а именно с ст. 62 п. 3
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей вытекающих из российского гражданства если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
К числу субъектов управомоченных получать пособия относятся
1 граждане РФ
— проживающие на территории Российской Федерации
— проходящие военную службу по контракту службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел в Государственной противопожарной службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ таможенных органах и гражданский персонал воинских формирований РФ находящихся на территориях иностранных государств в случаях предусмотренных международными договорами РФ
2 иностранные граждане и лица без гражданства
— постоянно проживающие на территории Российской Федерации
— временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
3 беженцы постоянно проживающие на территории Российской Федерации .
В Законе также упоминается что иные лица проживающие на территории РФ но не подпадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам имеющих детей в порядке и на условиях которые устанавливаются Правительством РФ.
Лишаются права получать государственные пособия гражданам имеющих детей
1 граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства дети которых находятся на полном государственном обеспечении
2 граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства лишенные родительских прав либо ограниченные в родительских правах за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам единовременного пособия женщине вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности и единовременного пособия беременной жене военнослужащего проходящего военную службу по призыву
3 граждане РФ выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации .
Из общего числа субъектов управомоченных на получение государственных пособий гражданам имеющих детей следует особо выделить застрахованных лиц которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи в материнством.
К числу застрахованных лиц обеспечиваемых федеральными государственными пособиями гражданам имеющих детей в форме обязательного социального страхования относятся
1 граждане РФ а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства
— работающие по трудовым договорам в том числе руководители организаций являющиеся единственными участниками учредителями членами организаций собственниками их имущества
— государственные гражданские служащие муниципальные служащие
— лица замещающие государственные должности РФ государственные должности субъекта РФ а также муниципальные должности замещаемые на постоянной основе
— члены производственного кооператива принимающие личное трудовое участие в его деятельности
— священнослужители
— лица осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
2 адвокаты индивидуальные предприниматели члены крестьянских фермерских хозяйств физические лица не признаваемые индивидуальными предпринимателями нотариусы занимающиеся частной практикой иные лица занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой члены семейных родовых общин коренных малочисленных народов Севера – при условии что они добровольно вступили в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в установленном законом порядке .
Глава 2. Правовое регулирование и положение выплаты пособий гражданам имеющих детей
2.1. Нормативно – правовое регулирование выплаты пособий гражданам имеющих детей
Социальная защита граждан имеющих детей направлена на наименее обеспеченные и социально-уязвимые слои населения и осуществляется в социально- политической деятельности государственных структур профсоюзов общественных объединений.
Социальная защита граждан имеющих детей является одним из механизмов с помощью которых реализуется социальная политика государства.
Важным условием эффективной организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения по оказанию помощи и поддержки населению является их правовое обеспечение.
Система социальных учреждений на территории административной единицы РФ должна строиться по схемам позволяющим обеспечить всем гражданам доступность социальных услуг и предоставление этих услуг в соответствии с требованиями законодательства. Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень социальных услуг предоставляемых гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Правовая база социального обслуживания граждан имеющих детей в России — это система законодательных и иных нормативных актов на основе которых функционирует социальное обслуживание. Документы имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения отражают четыре уровня правовой системы международный федеральный уровень субъектов Российской Федерации локальный.
Развитие нормативно-правовой базы социальной защиты граждан имеющих детей в Российской Федерации воплощается в положениях
1 Конституции Российской Федерации
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан развивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты .
2 Гражданского кодекса Российской Федерации
Местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет или граждан находящихся под опекой признается место жительства их законных представителей — родителей усыновителей или опекунов .
3 Семейного кодекса Российской Федерации
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей лишения их родительских прав ограничения их в родительских правах признания родителей недееспособными болезни родителей длительного отсутствия родителей уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций медицинских организаций организаций оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций при создании действиями или бездействием родителей условий представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства .
4 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»»
К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан включенных в Федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона лекарственными препаратами для медицинского применения медицинскими изделиями а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов
1 осуществление закупок в том числе организация определения поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения медицинских изделий а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов
2 организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения медицинскими изделиями а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов закупленными по государственным контрактам .
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
— наличие в семье инвалида или инвалидов в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов нуждающихся в постоянном постороннем уходе
— наличие ребенка или детей в том числе находящихся под опекой попечительством испытывающих трудности в социальной адаптации
— отсутствие возможности обеспечения ухода в том числе временного за инвалидом ребенком детьми а также отсутствие попечения над ними
— отсутствие определенного места жительства в том числе у лица не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Виды социальных услуг
— социально-педагогические направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг формирование у них позитивных интересов в том числе в сфере досуга организацию их досуга оказание помощи семье в воспитании детей
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг имеющих ограничения жизнедеятельности в том числе детей-инвалидов .
5 Указа Президента Российской Федерации N 606
В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю
Рекомендовать высшим должностным лицам руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
а принять меры направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью а также на организацию профессионального обучения переобучения женщин находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет .
Высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня обладает Конституция Российской Федерации. Российская Федерация — социальное государство политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обслуживания.
Семейный Кодекс РФ также регулирует правовые отношения в сфере социального обслуживания граждан имеющих детей и указывает что при осуществлении родительских прав родители лица их заменяющие имеют право на оказание им содействия в предоставлении граждан имеющих детей медицинской психологической педагогической социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяется законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Учреждения социального обслуживания граждан имеющих детей являются одной из форм некоммерческих организаций поэтому они должны иметь статус юридического лица общие принципы деятельности которых регламентируются Гражданским Кодексом РФ . В соответствии с Гражданским Кодексом юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц открытый для всеобщего ознакомления. Гражданским Кодексом РФ также предусмотрено что работник организации осуществляющий социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина нуждающегося в установлении над ним патронажа не может быть назначен помощником такого гражданина.
Жилищный Кодекс РФ определяет статус помещений учреждений социального обслуживания. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан имеющих детей. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Федеральные законы Российской Федерации имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию граждан имеющих детей — это два основных закона Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» которые утратили силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Федеральный закон 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. объединяет два Федеральных закона 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. и 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. и предусматривает введение ряда новых базовых понятий внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов.
Во исполнение Федерального закона 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в 2014 году должно быть принято 49 нормативно-правовых актов в том числе постановлений Правительства Российской Федерации — 4 приказов Минтруда России — 22 приказов Минздрава — 1 нормативно-правовых акта субъекта Российской Федерации — 22.
Для системы социального обслуживания не менее важны региональные законы — нормативно-правовые акты которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в пределах вопросов не отнесенных исключительно к ведению федеральных органов власти самостоятельны в принятии решений. К примеру Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г 320-ЗО «О социальном обслуживании населения в Челябинской области» Закон Свердловской области от 7 марта 2006 г. 10-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Свердловской области» или Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. 40-З «О государственном социальном обслуживании населения» и т. д. Перечисленные областные законы приняты в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании населения Российской Федерации» но имеют ряд отличий друг от друга. К примеру Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. 40-З «О государственном социальном обслуживании населения» более четко отражает правовые социальные экономические организационные основы деятельности по социальному обслуживанию граждан имеющих детей. В нем прописаны основные положения по организации социального обслуживания граждан имеющих детей в Нижегородской области в том числе государственная система социального обслуживания и управление ею. В отличие от Закона Нижегородской области в нормативно-правовых актах Челябинской области и Свердловской области отсутствуют положение о ресурсном обеспечении учреждений социального обслуживания и их организации. Помимо областных законов в субъектах Российской Федерации разрабатываются Постановления Указы Приказы административные регламенты целевые программы стандарты и т. п.
С органами государственной власти субъектов РФ чаще всего активно взаимодействуют муниципальная власть. Локальные акты разработанные в муниципальных образованиях регулируют правовые отношения возникающие в процессе организации и деятельности муниципальных учреждений. В настоящее время в системе источников российского права сложилась относительно самостоятельная подсистема локальных нормативных актов многоотраслевого характера которые принимаются и действуют в рамках отдельных организаций а также их структурных подразделений. Кроме того в подсистему локальных нормативных актов нормативные акты местных органов власти и управления. Локальные правовые акты и локальные нормы — это децентрализованный вид правовых нормативных установлений который связан с правотворческой деятельностью местных органов государственной власти и государственного управления администрации государственных предприятий учреждений организаций а также кооперативных и частных организаций.
Не менее важна документация в соответствии с которой функционирует социальное учреждение граждан имеющих детей — это положение об учреждении Устав учреждения включающее в себя сведения о миссии учреждения порядке формирования о структуре и содержании деятельности о порядке реорганизации и т. п. положения о структурных подразделениях учреждения руководства служебные инструкции правила методики технологий.
Современное состояние социального обслуживания граждан имеющих детей в России свидетельствует о дефиците фундаментальных научных разработок его сущности и содержании как ведущего направления в социальной политике. Для понимания роли и места социального обслуживания граждан имеющих детей в системе социальной политики граждан имеющих детей целесообразно исходить из того что этот вид социальной деятельности характеризуется не просто суммой учреждений но и историческими этапами развития степенью сформированности нормативно-правового поля формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания объединенных общими целями задачами функциями. Социальное обслуживание граждан имеющих детей как социальная система раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов форм и методов социальных услуг структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения.
Оно нуждается в изучении основных проблем и обосновании направлений совершенствования на основе анализа деятельности конкретного государственного органа исполнительной власти.
В систему организаций социальной защиты граждан имеющих детей в настоящее время входят
— Министерство труда и социального защиты РФ
— Министерства социальной защиты субъектов РФ
— Департаменты Комитеты Управления социальной защиты населения — краев областей
— городские районные отделы Управления социальной защиты
— центры социального обслуживания
— стационарные учреждения социальной защиты пансионаты отделения милосердия психоневрологические интернаты
— службы медико-социальной экспертизы
Система государственной социальной помощи гражданам имеющим детей в Российской Федерации развиваемая на протяжении последнего десятилетия к настоящему времени приобрела качественно новое содержание. На протяжении 2014 года происходили существенные изменения в социальной политике¬ как на федеральном так и на региональном уровне что найдет заметное отражение в размерах и видах оказываемой материальной поддержки семей с детьми в 2015 году
расширение перечня видов государственной социальной помощи в виде предоставления денежных выплат и социальных услуг
более рациональное использование бюджетных средств обеспечивающих социальную поддержку незащищенных и нуждающихся слоев населения
развитие системы адресного предоставления пособий и иных социальных выплат.
Принципиальных изменений в государственной законодательной базе по вопросам касающимся обеспечения единовременных и ежемесячных социальных выплат и услуг на 2014 год не принято. Регулярно проводимая индексация детских пособий из года в год способствует сохранению их покупательной способности а также привычного уровня жизни получателей выплат.
Ежегодная индексация детских пособий установленная нормами российского законодательства позволяет компенсировать негативные последствия ежегодной инфляции и неизбежного роста цен в период экономических и финансовых кризисов. Как и в предыдущие годы на 2016 год объемы государственной социальной помощи предоставляемой семьям с детьми¬ из федерального бюджета увеличены пропорционально ежегодно устанавливаемому повышающему коэффициенту.
Кроме того большим подспорьем во время беременности и родов а также при осуществлении ухода и воспитания за ребенком продолжают оставаться региональные выплаты устанавливаемые в фиксированных суммах или кратно величине прожиточного минимума на детей в среднем по стране 9396 руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1291 — за III квартал 2015 г. Взяла самое последнее постановление.
2.2. Статистический анализ положения граждан имеющих детей в Российской Федерации
В Российской Федерации растет численность детей что связано с общим улучшением демографической ситуации в стране Таблица 1.
Таблица 1. Основные демографические показатели Российской Федерации
Показатели 2013 год 2014 год 2015
Проанализируем показатели таблицы 1.
На 1 января 2015 года по оценке Росстата численность детей и подростков в возрасте до 18 лет постоянно проживающих в России составила 27 374 тыс. человек с учетом сведений по Крымскому федеральному округу — 28 358 тыс. человек. В том числе 8 899 тыс. человек в возрасте от 0 до 5 лет 3 259 тыс. человек – 5-6 лет 12 559 тыс. человек – 7-15 лет 2 658 тыс. человек – 16-17 лет с учетом сведений по Крымскому федеральному округу — 9 262 тыс. человек 3 414 тыс. человек 13 013 тыс. человек и 2 669 тыс. человек соответственно.
По сравнению с началом 2014 года численность детей выросла на 563 тыс. человек или 21 с учетом сведений по Крымскому федеральному округу — на 983 тыс. человек или 36. Доля детей в общей численности населения увеличилась с 191 до 194 .
Это обусловлено ростом абсолютного числа рождений который продолжается несмотря на начавшееся в 2010 году снижение числа женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет на долю которых приходится примерно 60 всех рождений а также сохранением здоровья населения и снижением смертности в том числе смертности детей всех возрастных групп в результате реализации с 2007 года мер активной демографической политики.
В 2013 году родилось 1 896 тыс. детей 2012 год – 1 902 тыс. детей 2011 год – 1 797 тыс. детей. За период с 2010 по 2013 год число родившихся выросло на 6 с 1 789 тыс. человек до 1 896 тыс. человек.
Суммарный коэффициент рождаемости характеризующий среднее число детей рожденных одной женщиной репродуктивного возраста продолжает расти и в 2013 году составил 1707 детей на 1 женщину в 2012 году – 1691 детей в 2011 году – 1582 детей. Однако его уровень ниже уровня необходимого для обеспечения простого воспроизводства населения 213 детей.
Продолжает сокращаться доля детей родившихся у женщин не состоящих в зарегистрированном браке в 2012 году – 238 в 2013 году – 23 в 2014 году – 225 с учетом сведений по Крымскому федеральному округу — 226 при этом около половины детей рожденных вне брака добровольно признаются отцами – их рождения регистрируются на основании совместного заявления родителей не являющихся законными супругами. Стабильно сокращается число детей родившихся у несовершеннолетних матерей а также доля таких рождений в общем числе родившихся. В 2014 году 197 тыс. детей родилось у несовершеннолетних матерей в 2013 году – 207 тыс. детей в 2012 году – 223 тыс. детей.
Миграционный приток населения из зарубежных стран в основном из государств – участников СНГ также влияет на численность детей постоянно проживающих в Российской Федерации. За период 2013 – 2015 годов при некотором снижении общей численности миграционного прироста с 3198 тыс. человек в 2013 году до 2959 тыс. человек в 2015 году несколько увеличилось число детей и подростов в возрасте до 18 лет 2013 год – 285 тыс. человек 2012 год – 296 тыс. человек. 2015 год – 312 тыс. человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ от 05.02.2014 2-ФКЗ от 21.07.2014 11-ФКЗ Собрание законодательства РФ 04.08.2014 31 ст. 4398.
2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ с изм. и доп. вступ. в силу с 01.05.2015
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 51-ФЗ ред. от 08.03.2015 Собрание законодательства РФ 05.12.1994 32 ст. 3301
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2015
5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ ред. от 01.12.2014 «Об основах обязательного социального страхования»
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ ред. от 21.07.2014 «О государственной социальной помощи»
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ ред. от 21.07.2014 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ ред. от 21.07.2014 с изм. от 06.04.2015 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
9. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 ред. от 22.12.2014 «О занятости населения в Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ ред. от 02.07.2013 с изм. от 06.04.2015 «О государственных пособиях гражданам имеющим детей»
11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ ред. от 08.03.2015 с изм. от 06.04.2015 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан имеющих детей»
12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ ред. от 09.03.2016 Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
13. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 ред. от 22.12.2014 с изм. от 06.04.2015 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
Специальная литература
1. Белоусов М.К. Право социального обеспечения. М. 2014г. С.25
2. Гонтмахер Е. Эволюция системы социальной поддержки населения Е.Гонтмахер В.Трубин Общество и экономика. 2013. 9-10.
3. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения конспект лекций Юрайт-Издат 2014. – С. 127
4. Добромыслов К.В. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М. 2015 С.280-282
5. Корсаненкова Ю. Б. Российская система социальных пособий на детей Правовой аспект Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ю. Б. Корсаненкова Академия труда и социальных отношений. -М.2011
6. Жуков А.Л. Дополнительная помощь семьям имеющим детей-инвалидов Вопросы социального обеспечения. — 2011. — 13. — С. 36.
7. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения Вестн. МГУ. Сер. Право. 2014. N 1. С. 26 — 27
8. Павленок П.Д. Теория история и методика социальной работы. Учебное пособие. М. «Дашков и К» 2013.
9. Павлюченко В.Г. Социальное страхование. М. «Дашков и К» 2012.
10. Петухова И.В. Определение понятия «социальная защита населения» Экономика труда. 2012. 3.
11. Право социального обеспечения учебник под ред. К.Н. Гусова. –. М. ПБОЮЛ Грачев С.М. 2015. – С. 127
12. РайзбергБ.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд. испр. М. ИНФРА-М. 1999 – 479 с.
13. Социальная защитаСовременная энциклопедия социальной работы. Под. ред. акад. РАН В.И.Жукова. – М. Издательство РГСУ 2012. С.283
14. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации текст учебное пособие И.Г. Тарент С.А. Юдников. – Изд. 2-е испр. и доп. – Ногинск Ногинский филиал РАНХиГС 2013.
15. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа учебное пособие. — М. Дашков и К 2013.
16. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. Монография – Белгород ИП Остащенко А. А. 2014.

Читайте также:  Выплата годовой премии по трудовому договор

Источник статьи: http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=7683