Меню

Антикризисные меры что будет с пенсиями

Как антикризисное снижение страховых взносов повлияет на пенсионную систему

С 1 апреля в России начал действовать ряд антикризисных мер, одна из которых – снижение ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30 до 15% с доходов, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В 2020 г. МРОТ составляет 12 130 руб. Когда президент Владимир Путин анонсировал 25 марта такое изменение, он отметил, что эти меры вводятся «вдолгую, на перспективу» как долгосрочный стимул для повышения зарплат.

Тариф взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) для малых и средних предприятий теперь составляет 10% вместо 22%, как было раньше. Тариф на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%, а на социальное страхование и вовсе обнулился (ранее 2,9%).

Что это значит для пенсионной системы и какие меры могут быть приняты для ее балансировки?

В докризисном февральском прогнозе Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2020 г. годовой фонд заработной платы в стране оценивался в 26 трлн руб., а взносы на выплату страховой пенсии – 5,7 трлн руб. Исходя из данных ФНС почти 30% зарплат находилось на уровне МРОТа, а количество работников в малом и среднем бизнесе на июль 2019 г. составляло 19,2 млн человек (27% от занятых в экономике). При этом, согласно Росстату, малые и средние предприятия дают около 20% ВВП.

Исходя из этих показателей недополученные страховые взносы во внебюджетные фонды в 2020 г. в целом могут достичь 600 млрд руб. ПФР из этой суммы не достанется порядка 450 млрд руб.

Между тем взносы в ПФР предназначены для финансирования страховых пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом реализуется принцип солидарности поколений. Но бюджет ПФР и так постоянно испытывает дефицит, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета. Причин этого дефицита несколько. Это и растущее число пенсионеров на фоне стагнирующего количества занятых в экономике. И регулярная индексация пенсий. И множество льготных режимов, выпадающие доходы от которых компенсируются федеральным бюджетом. Но основная причина – это теневая занятость 14 млн россиян и скрытая оплата труда в размере, по данным Росстата, 13 трлн руб.

Получается, что имеющаяся распределительная пенсионная модель в условиях двойного кризиса – пандемии коронавирусной инфекции и обрушения цен на нефть – вновь оказалась в опасном положении, которое будет только усугубляться. По экспресс-оценкам экономистов, в 2020 г. ВВП России может упасть на 3% вместо роста на 1,9%, как ранее прогнозировали в правительстве. Очевидно, что серьезно сократятся доходы населения, а значит, и страховые взносы. Это не первый кризис распределительной пенсионной модели с 2008 г. Но теперь правительство фокусируется не только на покрытии текущего дефицита ПФР, но и на поддержке малых и средних работодателей, чтобы хоть как-то сберечь поступления страховых взносов.

Новые выпадающие доходы, которые появятся из-за снижения страховых взносов для части бизнеса, только из федерального бюджета не покрыть. Уже принято решение, что средства фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть направлены на покрытие дефицита бюджета ПФР. Выйдя из прошлого кризиса, правительство уже лишилось одного из своих резервов – резервного фонда. Если кризис затянется, то на распределительную пенсионную систему средств ФНБ, учитывая практику их использования на непенсионные цели, может не хватить.

Все ключевые параметры, используемые для назначения страховой пенсии, начали повышать давно. С 2015 г. растет необходимый минимум страхового стажа – к 2024 г. он увеличится до 15 лет. С 2015 г. также растет требование к минимальному количеству пенсионных коэффициентов (баллов) с 6,6 до 30 в 2025 г. А с 2019 г. началось повышение и пенсионного возраста: в 2028 г. он достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Можно предположить, что после кризиса последуют новые инициативы в пенсионной сфере для сокращения рисков бюджетной системы. Они могут вылиться как в изменения для льготников, так и в дальнейший рост требований к назначению страховой пенсии. Не удивлюсь, если вскоре анонсируют дальнейшее повышение требований к страховому стажу (вплоть до 25 лет, как во многих европейских странах) и пенсионному возрасту (прежде всего для женщин, как это уже реализовано в рамках пенсий для госслужащих).

В этой связи резко возрастает актуальность возрождения накопительного компонента, при котором граждане формировали бы личный пенсионный капитал с гарантиями защиты от обесценения. Еще больше подходящей для этого становится ранее анонсированная система гарантированного пенсионного плана. Внедрение этой системы даст россиянам больше возможностей формировать альтернативу страховой пенсии от государства.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Источник статьи: http://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2020/04/06/827238-strahovih-vznosov-pensionnuyu

Махинации с пенсиями продолжатся, и на этом снова кто-то озолотится

Что будет, если право на досрочную пенсию будут оформлять центры занятости

Этого никто не ожидал. Правительство в качестве антикризисной меры готово пойти на смягчение условий для выхода на досрочную пенсию. Такая норма, по информации газеты «Известия», прописана в общенациональном плане действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.

Этот документ «по спасению России от ковида» подготовили Минэкономразвития, Минфин и Минтруд. Можно не сомневаться, что они сыграют с Путиным в плохого и хорошего полицейского. ВВП традиционного пожурит «жадных» министров и кое-что поправит в пользу «трудового народа». Работу на рейтинг никто не отменял: такова политика, где бы она ни была. В этом плане ВВП ничем не отличается от Трампа, Макрона или Меркель: если надо, и слезу прольет.

Другими словами, мы не увидим в правительстве финальной версии «плана действий», пока все точки над «i» не расставит президент в специальном телеобращении. Тем не менее, если газету «Известия» никто не одернул сверху, значит, с большой долей вероятности, произошла умышленная утечка информации из правительства.

Итак, власти готовы предоставить право на досрочный заслуженный отдых женщинам старше 53,5 лет и мужчинам старше 58,5 (в 2020 году пенсионный возраст составляет 55,5 лет (Ж) и 60,5 лет (М). Причем, что очень отрадно, чиновники не будут обращать внимание на общий размер стажа. Правда, не совсем ясна ситуация по пенсионным баллам. На текущий год минимум по ним составляет 18,6, что соответствует ориентировочно 10 годам работы с белой зарплатой не ниже 2-х МРОТ.

Отметим также, что норма о досрочном праве на пенсию в рамках уже идущей реформы имеется. Распространяется она на людей, которым осталось два года до пенсионного возраста и которые не могут найти работу. Необходимым условием является минимум по стажу — 20 лет для женщин и 25 для мужчин. Но есть один существенный нюанс: последнее слово остается за службой занятости. А она может и не одобрить заветную бумажку.

Читайте также:  Выплата выигрыша лотерея русское лото

Пока же Минтруд, который контролирует биржи труда, действует предельно жестко в отношении пожилых людей, которые хотели бы воспользоваться этим правом. Так, по словам бывшего главы Минтруда Максима Топилина, «с января по сентябрь 2019 года на досрочную пенсию по представлению органов службы занятости вышли 5,4 тысячи человек». Или примерно по 600 предпенсионеров в месяц из 1,6−1,8 млн. имеющих потенциальное право на указанную пенсионную опцию.

С учетом бедственного положения многих пожилых россиян, их, похоже, просто футболят. Все дело в том, что в России бессмысленно с экономической точки зрения генерируются рабочие места с минимальной оплатой труда. Вместо пособия по старости гражданину под «шестьдесят» дадут метлу для уборки улиц или поставят охранником в магазин. Конечно, это лучше, чем ничего, но, в конечном счете, такая практика приводит к деградации человеческого капитала.

Словом, у тех, кому осталась пара лет до пенсии, но нет достойной работы, велика вероятность получить в центрах занятости «путевку» на самое дно трудового рынка. Ясное дело, далеко не каждому пожилому человеку хочется долбить лед в гололед. Но выход есть, если договорится с клерками из службы занятости. Даже в Библии сказано, что люди грешны и легко поддаются соблазнам, а брать же мзду чиновникам, как говорится, сам бог велел.

Об этом, кстати, говорит и обширная зарубежная практика: мошенничество в службах занятости растут геометрически, когда имеет место нечеткое администрирование. Иначе говоря, коррупция в форме фаворитизма, кумовства и злоупотреблением властью для левых доходов, давно уже стала самым настоящим бичом в государственных HR (управление кадрами) процессах. Повторимся, независимо от страны и ее экономики.

В данном случае совсем неважно, кто «командует парадом» — русский или, к примеру, американец.

Вот свежий пример из США: «В Сиэтле группа мошенников организовала изощренную атаку на американскую систему борьбы с безработицей и уже выкачала миллионы долларов, которые были предназначены для предотвращения экономического коллапса», пишет The New York Times.

В целом, в Соединенных Штатах службы занятости считаются самыми коррупционными, только потому, что там крутятся миллиарды. По информации издания The Economist, имеется «чрезвычайный разрыв в общественном восприятии между эффективностью правительственных законопроектов о рабочих местах и эффективностью страхования от безработицы». Порядка, четверти всех казенных денег выделяемых для пособий просто разворовываются. www.economist.com/democracy-in-america/2010/06/11/fraud-abuse-and-unemployment-benefits

«Это капитализм, детка. Просто бизнес — ничего личного. За деньги женщины продают честь, мужчины — душу, клерки — пособие по безработице», так комментируют эту новость за океаном в комментариях простые американцы.

«Мзда составляет одно месячное пособие, — пишет юзер с ником @mark. — Если „бумаги“ не в порядке, то в два-три раза дороже. За углом всегда найдется „фирма“, которая оформят как надо».

Тем, кто сомневается, приведем еще один пример: чтобы уйти от ситуации, при которой большинство американских безработных не смогли его получить из-за проволочек служб занятости, федеральное правительство США предоставило единовременную выплату в размере $ 1200 абсолютно всем лицам, заработавшим 2019 году менее $ 75 000, плюс $ 500 на каждого ребенка в возрасте до 17 лет.

Оказывается, сайты по онлайн регистрации просто зависли: кто-то очень постарался. На «русских хакеров» уже кивать не стали.

В данном случае, речь идет не о том, как помогают у них и у нас, а о том, что если решать судьбу пособий, в том числе досрочной пенсии россиян будут чиновники центров занятости, мы получим тяжелейших очаг коррупции, которая, подобно, злокачественной опухоли даст метастазы.

Только представьте, антикризисная норма властей коснется 2,7 миллиона пожилых россиян (примерное число тех, кому осталось 3 года до пенсии). Даже если треть из них захотят воспользоваться данной опцией, то до конца года центры занятости должны будут рассмотреть заявки почти 900 тысяч предпенсионеров из 15 миллионов безработных, согласно прогнозу Национального рейтингового агентства (НРА).

В этой неразберихе всегда можно кого-то продвинуть вперед, а кого-то «по ошибке» стереть из базы данных. Об этом можно судить хотя бы по текущему опыту получения онлайн пособий по безработице в ходе текущего карантина.

«Куратор может не выходить с вами на связь в течение месяца, вы не сможете уточнить, кому из кураторов была направлена ваша заявка, и будите получать в ответ по телефону: «Ваша заявка направлена, ожидайте, с вами свяжется куратор!», жалуется Asder Qwert.

«Мне кто-нибудь ответит на вопрос, почему в личном кабинете стоит статус „выплачено“, дата выплаты 10.05 и 12.05. А денег так и нет. Куратор сообщил, что она не знает с чем это связано. Если она не знает, то кто знает?», — пишет Дмитрий Есин.

Такая же картина, можно быть уверенным на все сто, будет и с досрочными пенсиями. В конечном счете, кое-кто из центров занятости просто озолотится на взятках, а те, кому действительно нужна досрочная пенсия, ее не получит из-за бюрократических игр.

Если что и делать в этом плане, просто заморозить пенсионную реформу до лучших времен, а то и вообще лучше ее отменить. Больше денег для казны сэкономят.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Налоговики уничтожают социально-ответственный бизнес

Предвыборная игра началась с мутных обещаний снизить пенсионный возраст отдельной части населения

Главную заслугу в индексации пособий для работающих пенсионеров припишет себе партия власти

Источник статьи: http://svpressa.ru/society/article/266320/

Мишустин рассказал, что будет с пенсиями и пособиями в период кризиса

Если валютный и сырьевой кризисы затянутся, у государства хватит резервов для выполнения своих обязательств перед гражданами на много лет вперед. Об этом заявил глава правительства Михаил Мишустин.

Премьер-министр подчеркнул, что даже при сильном снижении нефтяных цен пенсии и социальные пособия россиян продолжет ежегодно индексироваться. Мишустин добавил, что золотовалютные резервы Центробанка превысили 570 млрд долларов, а в Фонде национального благосостояния находятся более 10 трлн рублей ликвидных активов.

«И даже при устойчиво низких ценах на нефть для компенсации бюджетных потерь этих средств нам хватит на много лет. Это достаточное условие для того, чтобы исполнить в полном объеме все социальные обязательства», – передает слова главы кабмина телеканал «Звезда».

Премьер напомнил, что такие цены на нефть были и четыре года назад. Тогда российская экономика нашла способ адаптироваться и теперь уже живет при низкой инфляции.

Читайте также:  Бланк обращения за пенсией

Главной задачей правительства политик назвал защиту граждан от финансовой неопределенности. По его мнению, все органы власти должны скоординировать свои действия и свести риски к минимуму.

Ранее гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко рассказал, что ставки по ипотеке могут вырасти на 1-2%, если Центробанк поднимет ключевую ставку из-за падения курса рубля. Он пояснил, что при текущем курсе рубля средняя базовая ставка в 8,5% невыгодная для кредитных организаций.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник статьи: http://bankiros.ru/news/misustin-rasskazal-cto-budet-s-pensiami-i-posobiami-v-period-krizisa-4702

Тушить кризис пенсиями. Что не так с идеей Минфина финансировать антикризисный план за счет пенсий?

Правительство России собирается обратиться к президенту с просьбой выделить на реализацию антикризисного плана 130 млрд руб. из президентского резерва, который сформирован за счет заморозки пенсионных накоплений. Всего на меры по преодолению кризиса правительство намерено потратить в 2016 году 250 млрд руб. Какие риски это создает? Насколько эффективны предлагаемые правительством антикризисные меры? Какие еще варианты есть у правительства?

Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари: Просьба правительства о выделении денег из президентского резерва, скорее всего, будет удовлетворена, хотя запрашиваемая сумма может быть значительно урезана. Сама схема по замораживанию пенсионных накоплений – это проедание будущих пенсий и попытка затыкания старых дыр за счет создания новых. Каким образом будут закрываться обязательства перед пенсионерами – так далеко правительство, похоже, не заглядывает.

По поводу эффективности антикризисных мер правительства красноречиво говорит заключение Счетной палаты за 2015 год. По ее данным, из перечисленных в перечне антикризисных мер правительство выполнило 16 пунктов (27%), частично выполнило 30 пунктов (50%) и совсем не выполнило 13 (23%). По мнению аудиторов, некоторые меры были приняты несвоевременно, а некоторые и вовсе оказались ненужными. Необходимые документы принимались с задержками, а выделенные деньги поступали к получателям зачастую с опозданием. Разошлась Счетная палата с правительством и в понимании того, что считать исполненным пунктом плана. Правительство считает, что это выпуск постановления, или внесение законопроекта в Думу, по мнению же председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, антикризисные мероприятия должны оцениваться по результатам, достигнутым в экономике.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: В свое время решение о заморозке отчислений в накопительную пенсионную систему по большей части было обусловлено необходимостью финансирования выплат по страховым пенсиям на фоне год от года растущего трансферта из федерального бюджета в ПФР. Альтернатив этому решению было не много: повышение пенсионного возраста или снижение пенсий, что, по всей видимости, было признано неприемлемым в преддверии выборов в Госдуму. Учитывая вышесказанное, принятие решения о расходовании ранее сформированных резервов на реализацию антикризисного плана выглядело бы кране непоследовательным. Скорее всего, предложение правительства в его нынешнем виде будет отклонено. В перспективе нескольких лет, при сохранении низких цен на нефть, правительство будет так или иначе вынуждено пойти на повышение пенсионного возраста или снижение пенсий. В противном случае, придется пожертвовать независимым статусом ЦБ для включения денежного «печатного станка». Скорее всего, в итоге будет принято решение и о небольшом повышении пенсионного возраста при одновременном снижении пенсий в реальном выражении (посредством уже начатого замедления темпов индексации относительно динамики ИПЦ).

Как показывает мировая практика за последние несколько десятков лет, для классической сырьевой развивающейся экономики (к которой с некоторой натяжкой можно отнести и РФ) при падении цен на сырье обычно эффективен набор следующих антикризисных мер: переход к плавающему курсообразованию нацвалюты для поддержки промпроизводства и низкого уровня безработицы, активизация госрасходов для замещения спада частных инвестиций в основной капитал и, наконец, жесткая монетарная политика ЦБ для подавления инфляционного шока после девальвации. На мой взгляд, все перечисленные действия были выполнены в той или иной мере. В целом, власти сейчас действуют методологически достаточно эффективно даже с поправкой на то, что госрасходы зачастую оказываются не слишком эффективны из-за коррупционной составляющей.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Стоит отметить, что пенсионные резервы по определению должны выступать одним из основных источников ликвидности на внутреннем рынке. Эта обычная международная практика, когда пенсионные ресурсы вкупе с депозитами юридических лиц обеспечивают страну длинным инвестиционным капиталом, средствами, использующимися для финансирования стратегически значимых проектов. Без сомнения, антикризисный план подходит под категорию целевых каналов использования подобной ликвидности. Несмотря на то, что 130 млрд руб. является солидной суммой, текущие экономические реалии в России не оставляют иного выбора, кроме как задействовать любые доступные источники. Как говорится, приходится выбирать меньшее зло. Антикризисный план, особенно в сфере дофинансирования отдельных отраслей, может оказаться эффективным средством преодоления кризиса, способным если и не вывести, то по крайней мере замедлить сползания России в рецессионную пропасть. Учитывая, что сырьевой экономике практически невозможно в короткие сроки перестроить фундамент экономического роста на новый источник, сейчас самая лучшая тактика – выиграть время и дождаться, когда котировки нефти снова окажутся выше 50 долларов за баррель.

Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Безусловно, 130 млрд не смогут сиюминутно решить все проблемы российской экономики, поскольку, как заметил и сам господин Силуанов (министр финансов РФ – КС), кризис носит затяжной характер. Я также хотел бы отметить, что само по себе использование замороженных средств, которые планировалось использовать в том числе и на покрытие текущих выплат нынешним пенсионерам, не может не вызывать вопросов. Экономика России сейчас работает в ситуации, в которой в той или иной мере в поддержке нуждаются все без исключения сектора и отрасли, начиная от банковской системы, машиностроения, сельского хозяйства, тяжелой и легкой промышленности, финансового сектора. Немало вопросов возникает относительно возможности пополнения региональных бюджетов: большинство субъектов федерации сейчас остро нуждается в заемных средствах, при условии, что для большинства займы на рынке уже не являются действенным способом их привлечения (каждая следующая эмиссия долговых расписок ведет к росту ставок, а у некоторых регионов долговое бремя превышает 100% доходов, что по сути загоняет их все глубже в долговую яму), а банки не обладают достаточным объемом ликвидности для кредитования. Да, в бюджет на текущий год заложены средства на поддержку регионов, но эти средства – капля в море, учитывая уже упомянутые проблемы. Проще говоря, этих денег на всех и на все не хватит.

Читайте также:  Выплата алиментов без работник

На мой взгляд, сейчас все силы будут брошены на поддержание социальной стабильности. Учитывая, что в текущем году темпы инфляции в годовом выражении могут достигнуть 15-16% при сохранении негатива на нефтяном и валютном рынках, доходы населения продолжат снижаться. Я не исключаю, что большая часть средств будет потрачена на реализацию важнейших социальных проектов, индексацию зарплат в бюджетной сфере, создание рабочих мест в наиболее депрессивных регионах и выплаты пенсий и соцпособий.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Ничего нового в предложении правительства нет, финансировать решение общенациональных задач за счет средств граждан это многовековая традиция российского государства. Но в сегодняшних условиях это очень опасно. Что касается рисков, то текущие затраты Пенсионного фонда и так будут покрываться за счет бюджета, так что риск здесь не увеличится. Проблема глубже. Во-первых, накопления, которые правительство собирается потратить, должны были, как я понимаю, стать основой накопительной части пенсии, так что именно накопительная пенсия идет под нож. А это означает, что собственные усилия для увеличения пенсии это иллюзия и накапливать через пенсию не возможно, так как власть в любую минуту эти средства может отобрать. Осознание этого факта поставит крест на пенсионной системе, что нанесет экономике огромный урон, поскольку лишит людей мотивации накопления через пенсии. Во-вторых, такая операция подорвет доверие к экономической политике государства, что само по себе будет иметь экономические последствия – уход в тень уже не бизнеса, а рядовых граждан. Что касается эмиссии, то, скорее всего, не пенсия будет финансироваться за счет эмиссии, а бюджет за счет пенсии, что в действительности гораздо опасней.

При этом антикризисный план не содержит в себе ни чего нового, и он по сути своей не плох и не хорош. Его смысл в том, чтобы за счет бюджета через банки профинансировать те или иные отросли – перераспределить деньги в экономике. Это макроэкономический подход, при котором государство (бюджет) лишь источник денег. В результате такого подхода вопрос об эффективном использовании средств не может быть даже поставлен. А между тем именно этот вопрос является ключевым: важно не то, сколько вы дали денег, а чтобы эти деньги пошли на решение той задачи, на которую они выделены. Между тем добиться этого в рамках предложенного подхода трудно, а может быть и невозможно. Во-первых, банки, через которые проводятся деньги, не благотворительные, а коммерческие организации, и они будут использовать полученное для извлечения прибыли, то есть часть денег не дойдет до «конечного потребителя», а останется у них. Во-вторых, и это важнее, и дошедшие до реальной экономики деньги совсем не обязательно должны в ней эффективно использоваться. Скорее наоборот. Такие деньги, падающие из бюджета, это для предпринимателя манна небесная, и если возможность такая есть, то именно получение таких денег, а не развитие предприятия становится объективно главной задачей предпринимателя. Таким образом, макроэкономический подход очень выгоден для бизнесменов, но неэффективен, если не сказать, вреден для экономики. А именно этот подход лежит в основе плана.

Возможность того, что президент поддержит правительство, велика, хотя и не 100%-ная. В пользу поддержки говорит то, что за экономическую политику у нас отвечает правительство, а президент правительству доверяет, так что логично поддержать правительство. Против такого решения то, что использование средств так или иначе связанных с пенсионными накоплениями может иметь политические последствия, а эта уже сфера ответственности президента.

В случае если идеи правительства не будут поддержаны, у последнего остается два пути: увеличение налоговой нагрузки и эмиссия. Первое будет осуществить трудно, вряд ли Госдума перед выборами проголосует за увеличения налогов. Значит, придется прибегнуть к эмиссии.

Если план будет реализован, это как всегда благотворно скажется на банках и, может быть, смягчит ситуацию, но не более. Экономика, как и российские больные, выздоровеет не благодаря лекарствам, а вопреки.

Надежда Подкорытова, руководитель юридического отдела ИК АЛОР: Пенсионные деньги – это длинные деньги, часть из них правильно вкладывать в проекты, доходы по которым предполагается получить через несколько лет-десятков лет, при этом некоторые из них могут быть вложениями в бизнес, нуждающийся в развитии. Грубо говоря, у НПФа выплаты лицам, которые выходят на пенсию в текущий момент, и расходы на его деятельность должны перекрываться общей суммой поступлений от новых плательщиков, в таком случае получение дохода может быть отложено на будущее. Антикризисный план правительства предполагает набор мер по «поддержке», «содействию», «компенсациям» бизнесу и блок социальных мер, то есть все то, что не предполагает инвестиций, дохода и в чистом виде бизнеса. Это прежде всего затратные, а не доходные мероприятия. То, что происходит с пенсионными деньгами, не внушает оптимизма, лично для меня вопрос является решенным: я не верю в пенсию и планирую свою жизнь так, чтобы сейчас, в активном, трудоспособном возрасте обеспечить свою старость без расчета на пенсию. Если пенсионная система устоит и будет предполагать выплаты, на которые возможно будет прожить как минимум лет 30 после наступления пенсионного возраста, хорошо. Если не получится, то сейчас ровно тот момент, когда об этом пора задуматься. При этом у населения нет выбора: пенсионные отчисления удерживаются в обязательном порядке и по той системе, которая в настоящий момент предложена государством.

Финансирование экономики со стороны государства всегда малоэффективно, такова практика в большинстве стран. Когда расходуешь свои деньги, которые достаются своим трудом, то отношение к экономической беспечности и неэффективности совершенно другое. Пока нашему государству в части финансирования бизнеса и контроля за расходованием средств есть к чему стремиться. Меры могут оказаться успешными, но мы, скорее всего, за них дорого заплатим.

Экономика как живой организм, каждый кризис влечет за собой рост и изменения. В конечном счете это положительный момент, меняется структура экономики, какие-то отрасли вынуждены становиться более эффективными, какие-то вымирают, появляются новые бизнесы. Поскольку в нашей стране государство глубоко участвует в экономике и есть даже государственные бизнесы и компании, то любой экономический кризис сильно бьет по правительству. Соответственно, получается порочный круг: правительство вынуждено увеличивать затраты на «социалку», чтобы успокоить население, а значит больше тратить, чем зарабатывать, либо финансировать неэффективные отрасли и большой ценой обеспечивать некую экономическую стабильность. В целом, полагаю, мы входим в стадию затяжного кризиса.

Источник статьи: http://kapital-rus.ru/articles/article/tushit_krizis_pensiyami_chto_ne_tak_s_ideei_minfina_finansirovat_antikrizis/