Меню

Аттестация рабочего места досрочная пенсия

Аттестация рабочего места досрочная пенсия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с письмом Минтруда от 26.03.2014 N 17-3/10/в-1579 результаты спецоценки условий труда применяются с даты утверждения отчета.
Значит ли это, что льготный стаж работника в случае неподтверждения СОУТ вредных условий прерывается с даты утверждения отчета? Если да, то как при этом может соблюдаться п. 5 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ и ст. 74 ТК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку начиная с даты утверждения отчета о завершении оценки условий труда дополнительный тариф страховых взносов в ПФР будет составлять 0%, период работы сотрудника организации с даты утверждения отчета не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обоснование вывода:
Право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными или опасными условиями труда имеют граждане, занятые на видах работ, указанных в п.п 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (далее — Списки), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Подсчет стажа на соответствующих видах работ производится в порядке, установленном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее — Правила).
В соответствии с п. 4 Правил основным условием формирования стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, является постоянная занятость на указанных работах при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Следовательно, согласно действующему законодательству для установления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам начиная с 1 января 2013 года необходимо соблюдение следующих условий:
— постоянная занятость в течение полного рабочего дня на указанных работах;
— уплата дополнительного тарифа и установление рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного класса условий труда по результатам специальной оценки.
Неподтверждение одного из перечисленных условий не дает оснований для включения периода работы по Спискам в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов. Отметим, что для оптимального или допустимого класса условий труда дополнительный тариф страховых взносов составляет 0%.
На основании ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. То есть датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Таким образом, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Аналогичная позиция содержится в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2014 N 17-3/В-113, от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579.
Если по результатам специальной оценки условий труда установлен оптимальный или допустимый класс условий труда, уплата дополнительного тарифа страхового взноса составит 0%, а следовательно, включение такого периода работы в специальный стаж для досрочного назначения пенсии невозможно.

Читайте также:  Будет ли заморожена пенсия для работающих пенсионеров

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/work_law/1278137/

Специальная оценка условий труда и выход на досрочную пенсию

4,34 (Проголосовало: 32)

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внес свои коррективы в систему пенсионного обеспечения российских граждан.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внес свои коррективы в систему пенсионного обеспечения российских граждан. С момента его вступления в силу в январе 2014 года итоги СОУТ учитываются при начислении досрочной пенсии. Однако некоторые работники воспринимают нововведения спецоценки как препятствие к раннему выходу на пенсию. В каких случаях результаты специальной оценки дают право на досрочное пенсионное обеспечение?Не только повышенная зарплата, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день являются компенсациями сотрудникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Еще одним преимуществом проведения специальной оценки условий труда является возможность выхода на досрочную пенсию и получения льготной пенсии — немаловажный фактор для российских экономических реалий.

Условия выхода на досрочную пенсию

До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:

Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.

Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки. Иными словами, многие работники, занятые, к примеру, в горнорудном, химическом, металлургическом или полиграфическом производстве, могут не получить своей досрочной пенсии, если условия труда на их рабочих местах будут признаны оптимальными или допустимыми.

Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.

Пенсионная реформа стартовала с 1 января 2019 года, что должно было отразиться и на досрочном выходе на пенсию. Но это, оказывается, не совсем так. Если работник осуществляет свою деятельность во вредных и опасных условиях, то реформа его не затрагивает. К ним относятся шахтеры, которые осуществляют деятельность в горах или под землей.

Страховые взносы и СОУТ

Практически сразу же после выхода закона о специальной оценке Пенсионный Фонд РФ опубликовал разъяснения № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В соответствии с этим документом досрочная пенсия для работников, трудящихся в оптимальных и допустимых условиях труда, все-таки возможна.

Для выхода на досрочную пенсию работодатель обязан выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, и эти тарифы он может продолжать выплачивать даже в случае установления на рабочем месте сотрудника 1 или 2 класса условий труда. По сути, если выплаты продолжаются — накопление необходимого стажа работника идет.

Сложно сказать, является ли специальная оценка действительно неодолимым препятствием для получения работником досрочной пенсии. С одной стороны, она действительно может остановить начисление необходимого стажа. С другой — с высокой долей вероятности на рабочих местах, оцененных как оптимальные и допустимые, действительно нет факторов, существенно влияющих на здоровье сотрудника. В перспективе спецоценка станет стимулом для работодателей создать максимально безопасные условия труда и послужить профилактикой тех самых профессиональных заболеваний, которые и приводят к выходу на досрочную пенсию. Если специальная оценка проведена профессионалами, объективна и точна — а добросовестность организаций и экспертов, проводящих СОУТ, всегда можно поверить через реестры — то она будет только преимуществом для начисления гарантий и компенсаций.

Источник статьи: http://www.centrattek.ru/info/specialnaya-ocenka-usloviy-truda-i-vyhod-na-dosrochnuyu-pensiyu/

О праве на назначение досрочной пенсии за работу в особых условиях труда в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Читайте также:  Бланк расчета выплаты больничного

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2013 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Одновременно, с 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2018, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, по совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов 6% для Списка № 1 и 4% для Списка № 2 и «малых списков». В 2015 году и последующие годы для этой категории работодателей налоговое бремя увеличено и составило для Списка № 1 — 9%, для Списка № 2 и «малых» Списков — 6 %.

Что касается дисциплинированных плательщиков, прошедших специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» установлены следующие дополнительные тарифы:

Источник статьи: http://pfr.gov.ru/branches/tula/news~2018/12/10/172278

Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Читайте также:  Выплата алиментов нетрудоспособному ребенку

Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.

Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.

Комментарии

. закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство , вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда .

Строго говоря, мы точно не знаем, что государство планировало. А что оно пытается сделать (на практике, фактически) — очевидно:
согласно закону о спецоценке класс вредности и / или даже опасности может быть снижен (со всеми вытекающими последствиями) при обеспечении рабочих СИЗ.
Извините, опячатка — не СИЗ, а СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ СИЗ (что подразумевает их надёжность в отношении сохранения жизни и здоровья рабочих). При этом — вопреки статье 219 ТК РФ — не разработаны критерии, позволяющие определить — какие именно СИЗ органов дыхания (по конструкции) способны обеспечить защиту в известных условиях работы.

Это также противоречит конвенции 148 МОТ, которая в статьях 9 и 10 достаточно однозначно отдаёт предпочтение улучшению условий труда, а не использованию СИЗ:
Статья 9
По мере возможности, на рабочих местах устраняется любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией:
a) — при помощи технических мер, применяемых к новым установкам или процессам в ходе проектирования или сооружения, или добавляемых к существующим установкам или процессам; или, если это невозможно,
b) — при помощи дополнительных организационных мер.
Статья 10
Если меры, принимаемые согласно статье 9, не приводят к снижению загрязнения воздуха, шума и вибрации на рабочих местах до уровней, указанных в статье 8, работодатель обеспечивает работников соответствующими средствами индивидуальной защиты .
Источник: три W .ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c148_ru.htm

Конвенция 148 МОТ ратифицирована РФ, но её выполнение, вероятно, потребует от работодателя дополнительных затрат ( и некоторого изменения отношения к рабочим ), и уменьшит прибыль продавцов и изготовителей СИЗ, которые увеличили объём продаж СИЗ:
. за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год .
— вероятно, из-за систематичного и неуклонного ухудшения условий труда, которое фиксируется даже официальной статистикой.
Источник: Российская газета 23.04.2013 Н Швабауэр «Молоко за инициативу» три W .rg.ru/2013/04/23/trud.html

Такой подход МОТ — использование в первую очередь технических средств защиты и улучшение условий труда — объясняется вовсе не тем, что МОТ беспокоится о снижении производительности труда, неизбежного при использовании СИЗ, а тем, что даже в промышленно-развитых странах с достаточно хорошо работающей системой охраны труда использование СИЗ показало себя как последняя и как самая ненадёжная мера защиты жизни и здоровья . При технической способности фильтрующей полумаски — сертифицированной, индивидуально подобранной к лицу обученного и тренированного рабочего — снизить запылённость вдыхаемого воздуха в 10 раз в подавляющем большинстве случаев, её реальная эффективность в угольных шахтах Англии 2-8 раз.
Использование СИЗ может создавать опасность для жизни и здоровья рабочих. Например, в США при использовании респираторов с подачей сжатого воздуха по шлангу за 1984-1995 погибло 15 человек — из-за ошибочного подключения шлангов к трубопроводам с не пригодным для дыхания газом (покрашен в неправильный цвет и т.п.).

О возможности сохранения здоровья работающих в загрязнённой атмосфере при использовании СИЗОД и снижении классов вредности (при том порядке выбора и организации использования СИЗ органов дыхания, который имеется сейчас в РФ) лучше всего посмотреть приложенный внизу файл. Цензурно выражаясь — это бессмысленно.

Ну и о сертификации. Слово специалисту — интервью у Саввы Шипова, руководителя Росаккредитации:
— Всем известно, что многие сертификаты ничего не значат . Они не дают потребителям гарантий качества, производители их просто покупают, никаких испытаний не проводят. В интернет-поисковике можно найти недорогой сертификат на любой вкус. Выдача сертификатов наверняка большой теневой рынок.
— Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая . Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год . На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень.
Источник: три W .vedomosti.ru/library/news/9537481/my_daem_shans_ispravitsya_savva_shipov_rukovoditel

Так как снижение классов вредности при обеспечении работающих (какими-то; как-то сертифицированными) СИЗОД стимулирует работодателя закупать их ещё больше, то стимулирование увеличения продаж СИЗ — очевидно. А ведь даже высококачественный респиратор, используемый в тех условиях, на которые не рассчитана сама его конструкция, не может обеспечить надёжную защиту.

Также можно заметить, что применение СИЗ — ДАЖЕ когда они обеспечивают надёжную защиту жизни и/или здоровья — снижает производительность труда .

Источник статьи: http://ohranatruda.ru/news/896/151685/