Меню

Автоматическим стабилизатором является пенсии

Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика, или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – автоматическое изменение в относительных уровнях госбюджетных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры. Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформулированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель – встроить в экономику механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема – сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

§ прогрессивная система налогообложения доходов;

§ систему социальных пособий и программы помощи;

§ потребление и сбережение;

§ система участия наемных работников в прибыли.

Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения. Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим стабилизатором является функция потребления, зависящая от национального дохода. Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления (5.2):

, (8.4)

где Та – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

Тогда функция потребления принимает вид

В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

.

Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (табл.8.1).

Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

Вид мультипликатора Экономический смысл Формула расчета
при отсутствии встроенных стабилизаторов при наличии встроенных стабилизаторов
Мультипликатор автономных расходов
Мультипликатор налогов

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

Следовательно, одной из задач фискальной политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяет снизить мультипликативный эффект.

Источник статьи: http://studopedia.ru/4_142509_avtomaticheskaya-fiskalnaya-politika-vstroennie-stabilizatori.html

Автоматические стабилизаторы

Само по себе наличие государственного сектора, так же как и структура налогообложения, влияет на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставки подоходного налога будут оставаться неизменными. Для того, чтобы убедиться в этом, представим, что экономике страны нанесен серьезный удар: инвестиционный спрос упал на 100 единиц. Падение инвестиционного спроса сократит совокупный спрос и через мультипликатор будет причиной еще большего падения равновесного уровня доходов. Однако, размер сокращения налогов будет зависеть от величины ставки подоходного налога. Наличие пропорциональной ставки налога на доходы уменьшает мультипликатор, причем это уменьшение будет тем больше, чем выше налоговая ставка.

Пропорциональный подоходный налог является автоматическим стабилизатором.

Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действия которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса.

Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту безработицы, то безработные, получая пособия, не будут резко снижать свои расходы, как они были бы вынуждены сделать в противном случае. Таким образом, уменьшаются мультипликативные последствия от первоначального шока.

Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так, способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактором, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.

Читайте также:  2021 трудовая пенсия это

Автоматические стабилизаторы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политики. Они включаются автоматически и не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие. Не надо принимать специального решения для того, чтобы подоходный налог смягчал реакцию экономики на шок. А значит никто не будет спорить, большой это шок или маленький, и не потребуется трех месяцев, чтобы решить, стоит ли вообще как-нибудь реагировать на него.

Автоматические стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие шока совокупного спроса на уровень выпуска продукции и, таким образом, помогают избежать экономических спадов; однако, они могут действовать и противоположном направлении. Во время подъема каждый дополнительный доллар доходов частично изымается в налоги, а не идет на увеличение располагаемого дохода. В результате рост потребительских расходов будет иметь тенденцию к замедлению. Следовательно, автоматические стабилизаторы уменьшают колебания объема ВНП в обоих направлениях.

Классическая количественная теория спроса на деньгиоснована на трех постулатах:

  1. причинности (цены зависят от массы денег);
  2. пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
  3. универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).

Классическая количественная теория спроса на деньги постоянно развивалась, что приводило ее к модификации. Значительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги:

где M – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен (индекс цен);

Y – объем выпуска.

Преобразуя уравнение, получим

где MD – величина спроса на деньги.

Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную теоретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности:

где M – количество денежных единиц;

R – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени;

P – цена производственной продукции;

k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т.е.

Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки можно представить:

или

Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется:

1. величиной дохода;

2. скоростью обращения денег.

Отсюда классиками был сделан вывод, получивший название классической дихотомии, — представление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния.

Отсюда следует, что изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.

Классики под спросом на деньги понимали только трансакционный спрос, т.е. спрос для совершения сделок.

Источник статьи: http://studopedia.ru/3_135013_avtomaticheskie-stabilizatori.html

Автоматические стабилизаторы и встроенная стабильность

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Система встроенных стабилизаторов включает:

1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.

2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.

3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно «встроенным стабилизаторам».

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной — укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Читайте также:  Видами пенсий по государственному пенсионному обеспечению являются

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.

Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка — программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.

Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.

Деньги и их функции

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Возникновение денежного обращения

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.

В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:

· в форме денежных потоков.

Функциональная подсистема

Деньги — это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

· обменивается на любой другой товар;

· измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Средства сбережения и накопления

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами

(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Читайте также:  Взыскание недополученной пенсии умершего пенсионера

Средства платежа — время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

Экономическая подсистема

· распределение денег в стране;

· формирование бюджета в стране.

· регулирует внутренний и внешний долг;

· формирует ссудный капитал;

· связана с обращением ценных бумаг;

· связана с международными кредитно-валютными отношениями.

В настоящее время не используется выпуск денег для покрытия дефицита федерального бюджета. Но при наличии дефицита федерального бюджета правительство должно найти источники его покрытия. До 1995 г. в РФ применялся источник покрытия, не свойственный для рыночной экономики, — кредиты правительства у ЦБ. Это приводит к дополнительной инфляции, так как в экономику дополнительно выпускаются деньги, не обеспеченные товаром.

Использование рыночных механизмов обеспечивает источники покрытия дефицита и предусматривает:

· государство выпускает долговые облигации, т. е. полученный от субъектов экономики государственный кредит — уменьшается;

· деньги от продажи ценных бумаг государство направляет на финансирование дефицита бюджета, деньги вновь поступают в экономику.

В результате выпуска государственных ценных бумаг произошло перераспределение денег между субъектами экономики:

· лица, имевшие свободные денежные средства, отдали их в кредит государству, получив облигацию;

· бюджетные организации получили финансирование своих расходов за счет этих денег.

Дефицит бюджета, покрывая , не изменяется, инфляция не усиливается, но растет государственный долг.

Средства на погашение государственного долга предусмотрены в федеральном бюджете в статье «Расходы».

Форма денежных потоков

Долгое время деньгами служили достаточно редкие и дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, рыба, пушнина.

В результате интернационализации связей человечество пришло к благородным металлам — золоту и серебру.

Драгоценные металлы были выбраны потому что:

· они могли долго сохранять свою ценность

· были однородными по качеству

· обладали делимостью и высокой стоимостью (из-за трудоспособности их добычи и обработки)

Золото и серебро выполняло функцию денег в течение тысячелетий. Окончательное вытеснение драгоценных металлов из статуса денег произошло в середине 70-х годов 20 века, когда произошла демонетизация золота — замена золота и других драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами.

Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:

1. Товарные, металлические деньги — действительные или полноценные деньги.

Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые).

Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).

2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся:

· металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, мелкая монета, изготовленная из дешевого металла (медь, алюминий);

· бумажные знаки стоимости — сделанные из бумаги. Это бумажные деньги и кредитные деньги.

Право выпуска бумажных денег имеет государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл.

Экономическая природа бумажных денег:

· они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);

· их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;

· отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.

Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платежным балансом страны.

Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.

Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами.

Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.

Источник статьи: http://infopedia.su/6x9bc1.html