Меню

Будущее пенсии 2014 года

Пенсионная система в 2014 году

В пенсионной системе России в 2014 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся будущих и нынешних пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий

Трудовые пенсии российских пенсионеров в 2014 году будут повышаться два раза. Первая индексация пройдет 1 февраля – трудовые пенсии вырастут по фактическому уровню потребительских цен за 2013 год, второй раз – 1 апреля – по уровню роста доходов ПФР в 2013 году в расчете на одного пенсионера. В августе произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.

Тогда же, 1 апреля, будут проиндексированы пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные пенсии, и размеры ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты, которые вместе с пенсией получают федеральные льготники).

В бюджете ПФР на 2014 год предусмотрены средства на индексацию трудовых пенсий на 8,1%, социальных пенсий – на 17,6%. Точный размер индексации будет определен Правительством РФ с учетом итогов 2013 года, в т. ч. уровня инфляции в стране и размера доходов ПФР в расчет на одного пенсионера.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января будет проиндексирован и составит 429 408,5 рублей. На выплату его средств в 2014 году в бюджете ПФР заложен 301 млрд. рублей.

Страховые взносы

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2014 году остается на уровне 22%, в т. ч. сохранятся льготы для отдельных категорий страхователей. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы.

Важно отметить, что с 2014 года снижается ставка страховых взносов для ряда плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере). Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения, чья величина дохода за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, будет рассчитываться исходя не из двух, а одного МРОТ.

При этом представители самозанятого населения (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств) по-прежнему будут освобождены от представления отчетности в Пенсионный фонд.

Страховая и накопительная части пенсии

Гражданам 1967 года рождения и моложе, формирующим пенсионные накопления в системе ОПС, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России – в размере индивидуального тарифа 16% – будут направляться на формирование страховой части его будущей пенсии.

Важно отметить, что в любом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться. Они будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии страховые взносы в размере 6% тарифа, им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2014 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение трудовой пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Программа государственного софинансирования пенсии

Все участники Программы, делавшие личный взнос в течение 2013 года не менее 2 тыс. рублей, получат государственное софинансирование в I-II квартале 2014 года (в пределах от 2 000 до 12 000 рублей, в зависимости от размера взноса).

Читайте также:  Будет ли понижаться пенсия

Участниками Программы являются граждане, вступившие в Программу до 1 октября 2013 года и сделавшие первый взнос до конца 2013 года.

Источник статьи: http://pfr.gov.ru/branches/vologda/news~2013/12/30/77390

Пенсионные циклы и временные ямы 2002-2014 годов

В течение всего времени действия пенсионной формулы образца 2002-2014-го годов высокопоставленные государственные лица во всех СМИ упорно уверяли нас (и сейчас уверяют), что размер будущей пенсии зависит от размера заработной платы, трудового (страхового) стажа, размера перечисленных работодателем взносов и т.п. При этом никто и никогда официально не предупреждал нас о зависимости размера пенсии от даты выхода на пенсию, определяемой в большинстве случаев датой рождения.

Каждый год, сразу же после празднования Нового года Председатель Правительства, Глава Пенсионного фонда, социальный блок Правительства и чиновники рангом пониже, как бы обозначая причастность к этому благостному действию, спешили обрадовать россиян о повышении с 1-го февраля пенсий. Но почему-то не у кого, из посвященных в таинство пенсионной формулы, не хватало духу (или совести) предупредить людей о том, что повышение коснётся только тех, кому пенсия к этому времени уже назначена или вот-вот будет назначена в январе, а уже в феврале впервые назначаемые пенсии снова существенно уменьшатся. Представьте себе как глупо, но зато честно звучала бы рекомендация правящей элиты «не выходить на пенсию в феврале-марте, лучше ещё 2 месяца поработать или просто подождать, потому что если выйти на пенсию в апреле после «дня дурака», то расчётная пенсия снова будет больше». «Извините, дескать, это пенсионная формула у нас получилась такая кривая и несправедливая, но… зато над ней работали лучшие умы из научных и правительственных финансовых институтов…, но ничего лучшего придумать не смогли, получилось то, что получилось. Просто денег нет, к тому же и по закону всё правильно…»

Не спешите называть это бредом или неуёмной фантазией, я и сам был в некотором шоке после своих расчётов и всё несколько раз перепроверил, прежде чем обнародовать эти материалы, но если кто-то засомневается, то может пересчитать ещё раз. Разница может быть только в копейках в зависимости от точности округления на промежуточных этапах расчётов, потому что я считал вручную, а не один доступный пенсионный калькулятор по состоянию на прошедшую дату считать не может. Сейчас вы сами всё поймете на приведенном ниже конкретном примере, но прежде предлагаю тем, кто вышел на пенсию в феврале-марте 2008-го и 2011-2014-го годов и слаб здоровьем, запастись успокоительными средствами или вообще дальше не читать.

Зависимость размера пенсии от даты назначения пенсии частично можно было увидеть в Примере №1 (статья «Зависимость размера пенсии от даты рождения» http://www.proza.ru/2017/01/24/1308), но такую ситуацию можно было бы списать на проблемы переходного периода, к тому же этот пример не показывал начало и конец периода снижения расчётного размера пенсии. Для иллюстрации того, как опускался и вновь поднимался индивидуальный размер пенсии, рассмотрим ещё один пример, в основу которого заложены реальные исходные данные (учтённые страховые взносы из личного кабинета застрахованного лица) вполне конкретного пенсионера. На основе этих данных смоделированы ситуации начисления размеров пенсий четверым «одинаковым» по своим параметрам пенсионерам, вышедшим на пенсию в интервале 3-х месяцев. Для тех, кто захочет досконально разобраться в действовавшем механизме управления размерами пенсий, привожу подробные расчёты.

Пример №2
Исходные данные для примера:

1. Г-н Зурабов З.З.
Дата рождения: 30.12.50. Дата назначения пенсии 31.12.10
Трудовой (страховой) стаж до 2002 года – 29 лет, в т.ч. до 1992 года – 18 лет, КСЗ=1,2 и СК=0,59.
Стаж с 2002 года – 9 лет (в данном случае значения для расчёта пенсии не имеет, т.к. условие необходимого стажа для выхода на пенсию выполнено, имеет значение величина учтённых страховых взносов)
А) Расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002 — 2010 годы — 576024,51 руб.
в т.ч. за 2002 — 2008 год с учетом всех индексаций расчетного пенсионного капитала – 416612,66 руб. (промежуточные расчёты упускаю, чтобы не загромождать пример)
Не проиндексированный пенсионный капитал (эти величины имеют значение для последующих расчётов):
За 2009 год — 78354,07 руб.
За 2010 год — 81057,78 руб.
Б) Проиндексированный (по состоянию на 01.01.09 по index = 3,9115) расчётный пенсионный капитал за период до 2002 года с КСЗ=1,2 и СК=0,59 с учётом валоризации и срока дожития (для 2010 года — 192 месяца) составил – 938,33 х 3,9115 х 192 = 704693,34 руб.
Всего начислена страховая часть трудовой пенсии по старости в размере: (576024,51+704693,34)/192 = 6670,41 руб.
В) Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2010 – 2723,41 руб.
Итого общий размер назначенной пенсии на 31.12.10 составил: 6670,41 + 2723,41 = 9393,82 руб.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.01.2011 №21 страховая часть трудовой пенсии по старости и фиксированный базовый размер пенсии г-на Зурабова З.З. с 01 февраля 2011 года были проиндексированы на коэффициент 1,088 и составили соответственно 7257,41 руб. и 2963,07 руб.
Общий размер назначенной пенсии Зурабова З.З. с учётом фиксированного базового размера с 01.02.11 составил: 10220,48 руб.

Читайте также:  Будет ли выплаты по физо для

2. Г-н Иванов И.И.
Дата рождения: 01.01.1951 (или любая другая с 1 до 30 января 1951 года). Дата назначения пенсии 02.01.11
Остальные исходные данные идентичны данным г-на Зурабова З.З.
Трудовой (страховой) стаж до 2002 года – 29 лет, в т.ч. до 1992 года – 18 лет, КСЗ=1,2 и СК=0,59.
Стаж с 2002 года – 9 лет (в данном случае значения для расчёта пенсии не имеет, т.к. условие необходимого стажа для выхода на пенсию выполнено, имеет значение величина учтённых страховых взносов)
Практически расчётные данные будут точно такими же, как и для г-на Зурабова З.З. с той лишь разницей, что в 2011 году был установлен срок дожития 204, а не 192 месяца.
А) Расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002 — 2010 годы — 576024,51 руб.
в т.ч. за 2002 — 2008 год с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала – 416612,66 руб.
Не проиндексированный пенсионный капитал:
За 2009 год — 78354,07 руб.
За 2010 год — 81057,78 руб.
Б) Проиндексированный (по состоянию на 01.01.09 по index= 3,9115) расчётный пенсионный капитал за период до 2002 года с КСЗ=1,2 и СК=0,59 с учётом валоризации и срока дожития (для 2011 года — 204 месяца) составил – 938,33 х 3,9115 х 204 = 748736,65 руб.
Всего начислена страховая часть трудовой пенсии по старости в размере: (576024,51+748736,65)/204 = 6493,93 руб.
В) Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 02.01.2011 – 2723,41 руб.
Итого общий размер назначенной пенсии на 02.01.11 составил: 6493,93 + 2723,41 = 9217,34 руб.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.01.2011 №21 страховая часть трудовой пенсии по старости и фиксированный базовый размер пенсии г-на Иванова И.И. с 01 февраля 2011 года были проиндексированы на коэффициент 1,088 и составили соответственно 7065,39 руб. и 2963,07 руб.
Общий размер назначенной пенсии Иванова И.И. с учётом фиксированного базового размера с 01.02.11 составил: 10028,46 руб.

3. Г-н Петров П.П.
Дата рождения: 01.02. 1951 (или любая другая с 1 февраля до 30 марта 1951 года)
Остальные исходные данные идентичны данным Зурабова З.З. и Иванова И.И.
С 02.02.11 г-ну Петрову назначена страховая часть трудовой пенсии по старости в размере: (576024,51+748736,67)/204 = 6493,93 руб.
С учётом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (по состоянию на 02.02.2011 – 2963,07 руб.) общий размер назначенной пенсии на 02.02.11 составил: 6493,93 + 2963,07 = 9457,00 руб.
Прошедшая 1 февраля 2011 года индексация страховой части трудовой пенсии по старости г-на Петрова П.П. не коснулась, так как по закону индексировались только ранее назначенные пенсии.

4. Г-н Сидоров С.С.
Дата рождения 01.04.1951 (и позднее). Дата назначения пенсии 02.04.11
Остальные исходные данные без изменения.
На основании Постановления Правительства РФ от 07.04.2011 № 255 расчётный пенсионный капитал, сформированный по состоянию на 01.01.2010 года, с 1 апреля 2011 года был проиндексирован на коэффициент 1,088, поэтому в РПК г-на Сидорова по сравнению с прежними расчётами произошли изменения:
А) Расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002 — 2010 годы составил — 619581,58 руб. в т.ч.:
за 2002 — 2008 год с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала: 416612,66 х 1,088 = 453274,57 руб.
Проиндексированный РПК за 2009 год — 78354,07 х 1,088 = 85249,23 руб.
Не проиндексированный пенсионный капитал за 2010 год — 81057,78 руб.
Б) Проиндексированный (по состоянию на 01.01.10 по index= 3,9115 х 1,088= 4,2557) расчётный пенсионный капитал за период до 2002 года с КСЗ=1,2 и СК=0,59 с учётом валоризации и срока дожития (для 2011 года — 204 месяца) составил – 938,33 х 4,2557 х 204 = 814623,20 руб.
Всего начислена страховая часть трудовой пенсии по старости в размере: (619581,58 + 814623,20)/204 = 7030,42 руб.
С учётом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (по состоянию на 02.04.2011 – 2963,07 руб.) общий размер назначенной пенсии на 02.04.11 составил: 7030,42 + 2963,07 = 9993,49 руб.

Читайте также:  Военный пенсионер получающий гражданскую пенсию

Теперь сведём для наглядности все результаты расчётов по размерам начисленных пенсий в таблицу: (таблица вверху статьи)

Анализируя полученные результаты можно сделать выводы:

1. Сравнение размеров первоначально назначенных пенсий (на дату их назначения) показывает мнимую положительную динамику их роста, за исключением пенсии назначенной в январе 2011 года в сравнении с пенсией, назначенной в декабре 2010 года. Данный факт явился следствием увеличения срока дожития.
2. Сравнение размеров пенсий по состоянию на 02.04.11 (после проведения индексаций назначенных пенсий и расчётного пенсионного капитала) показывает номинальное соотношение всех пенсий, назначенных в разные сроки в интервале 3-х месяцев и их отрицательную динамику за этот период.
3. Размер пенсии Петрова П.П., назначенной в феврале 2011 года существенно ниже всех остальных. Возникла ситуация, которую я назвал «временной пенсионной ямой». Пенсии, назначенные в период со 1-го февраля по 31 марта 2011 года, не попали под индексацию от 01.02.11, а расчётный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.11 ещё не был проиндексирован. По состоянию на 31.12.2014 после всех индексаций размер пенсии Петрова отставал от «соседей по пенсии» уже на сумму 700-1000 рублей, при переводе в баллы — на 11-16 баллов. С ростом стоимости балла этот разрыв будет только увеличиваться. Не трудно посчитать, сколько лет потребуется Петрову для достижения уровня пенсии Зурабова на условиях пенсионной формулы образца 2015 года.
4. Начиная с апреля 2011 года вновь назначенные пенсии постепенно росли и к декабрю 2011 достигли уровня пенсии Зурабова З.З. , а в январе – апреле 2012 года ситуация вновь повторилась с разницей лишь в уровнях индексации. Такой пенсионный цикл был использован в 2008-м и в 2011-2014-м годах.
В этом примере пенсия рассчитывалась исходя из поступивших взносов за 2002-2010 годы на уровне близком к максимально возможному уровню по взносооблагаемой базе, т.е. при высокой пенсии. При средней пенсии разница в размерах пенсий пенсионеров попавших во «временную яму» с соседями по пенсии составляла 580-830 рублей (на 31.12.2014), на 01.01.2015 на 9-13 баллов.

Пример за 2011 год выбран в качестве образца аналогичных циклов в 2008 и 2011-2014 годах, но такие «временные пенсионные ямы» были каждый год и к тому же с более длительным периодом ямы (были и по полгода, а 2005-й год – сплошная яма). Яма возникала каждый раз, когда сводный коэффициент индексации пенсий с 2002 года опережал сводный коэффициент индексации РПК. В принципе, все эти периоды просчитываются и все индивидуальные потери пенсионеров, попавших в эти рукотворные ямы, можно было бы при наличии политической воли устранить, например методом частичной валоризации. Но беда в том, что это не просчёты пенсионной формулы, именно так заранее и планировалось. Это был инструмент управления размером пенсий, не позволявший расти пенсиям при росте РПК и сдерживающим пенсии примерно на одном уровне. Индивидуальный размер пенсий конкретных людей, попавших в жернова пенсионной машины, во внимание не принимался, всё оценивалось по средним показателям на макро-уровне. По скромным подсчётам в той или иной степени в яму попадал каждый 3-й пенсионер. За 13 лет периода 2002–2014-го годов на пенсию вышло примерно 26 млн. пенсионеров (по 2 млн. в год), каждый 3-й потерял в год по ценам февраля 2017 года: 11баллов*12*78,28 руб.=

10333 рублей. Пенсионный фонд и бюджет страны наоборот сэкономит на таких пенсионерах в 2017 году 26000000/3*10333= 89,552 млрд. рублей (если все ещё живы при сроке дожития 19 лет). Кто же добровольно согласится с такой потерей? Поэтому вся эта «ямочная» история нашей правящей элитой замалчивается, а все данные в личном кабинете ПФР для пенсионера после назначения ему пенсии становятся недоступными.

При глубоком подходе ситуацию зависимости индивидуального размера пенсии от даты назначения пенсии в 2002-2014 годах можно было бы подвести под ситуацию дискриминационного характера, т.е. нарушение статьи 19 Конституции, но пока эта проблема не получит широкого общественного резонанса вряд ли что-либо изменится. Попытки оспорить размер индивидуальной пенсии частным порядком в судах общей юрисдикции (например, обязать ПФР пересчитать пенсию, назначенную в конце марта с учётом индексации РПК за позапрошлый год, как это рассчитывалось для тех, кто вышел в апреле) успехом не увенчались, оснований для удовлетворения исков было не найдено, а расчёт ПФР был признан соответствующим закону.

Источник статьи: http://proza.ru/2017/01/24/1811