Меню

Бюджет выплат по финансовой деятельности

Бюджетирование в крупных многоуровневых компаниях

Бюджетирование становится очень популярной управленческой технологией в России: все больше предприятий хотело бы системно описывать свое финансовое будущее. Основным инструментом такого описания является бюджет (точнее говоря – бюджеты) предприятия, и цель этой статьи – рассказать о новых подходах к созданию бюджетов, разработанных специалистами «Инталев». Для начала определимся с основным понятием, которое будем постоянно использовать, — «бюджет»:

Бюджет – это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.

Введем и еще одно важное определение:

Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область).

Не будем сейчас глубоко вдаваться в то, что такое «область деятельности», так как выделение функциональных областей – это отдельное управленческое искусство. Для решения наших задач просто зафиксируем, что у любой компании эти области существуют, а для управления ими необходимы функциональные бюджеты. Отметим также, что по методологии «Инталев» построение функциональных бюджетов и есть суть работы по созданию бюджетной модели компании.

С практической точки зрения, важно определиться, по какому принципу будет создаваться система бюджетов на конкретном предприятии. Большинство подходов, описываемых в учебниках и применяемых на практике многими российскими предприятиями, грешат лоскутностью, т.е. бюджеты выделяются на основании самых «ярких» функциональных областей: продажи, закупки, производство, — но не несут в себе комплексного описания компании. В результате многие подразделения, чаще всего — обслуживающие и инфраструктурные, остаются без рычагов управления финансовой составляющей своей деятельности.

Вот типичный пример «лоскутной» схемы бюджетов:

Казалось бы, приведенная выше схема отражает все необходимое для управления: здесь есть и «задающие» бюджеты, от которых идет весь дальнейший расчет (Бюджет продаж), и основные производственные бюджеты, и даже консолидированные БДР, БДДС и Баланс. Действительно, на первых порах популяризации бюджетирования в России подобной схемы было более чем достаточно. Преимущества такой структуры заключались в наглядности акцентов в финансовом управлении.

Но также очевидно, что эта схема содержит в себе и определенные недоработки:

  • нет четкого разделения бюджетов по типам показателей: натуральные и стоимостные, в результате чего, например, неочевидно как затраты в виде сырья и материалов, списанных в производство, переходят на расходы при реализации продукции;
  • плохо прописаны остатки, причем как товарно-материальных ценностей, так и денежных средств, отчего, к примеру, БДДС возникает «как из воздуха»;
  • отсутствует информация о формировании внеоборотных активов и пассивов компании;
  • смешаны функциональные и итоговые, консолидированные бюджеты без описания алгоритма как частные бюджеты различных функциональных служб формируют итоговые бюджеты всего предприятия.

Такая схема концентрируется на управлении текущими активами предприятия, оставляя без внимания сложные, распределенные во времени производственные процессы, движение капиталов и обязательств, формирование долгосрочного имущества. Можно сказать, что она подошла бы небольшой компании с достаточно простой технологией работы, функционирующей за счет собственных средств и не ведущей активной финансовой и инвестиционной деятельности.

Следующий шаг в развитии методологии бюджетирования заключался в разработке комплексной модели бюджетов по принципу, который можно условно назвать «от Отчета о прибылях и убытках (ОПУ)». Суть его заключается в то, что:

Все функциональные бюджеты делятся на 3 категории: «БДР», описывающие формирование доходов и расходов, «БДДС», отражающие поступления и выплаты денежных средств, и «Натурально-стоимостные», характеризующие движение и остатки основных средств, товаров, материалов, запасов и т.д.

Перечень бюджетов типа «БДР» создается таким образом, чтобы данные, просуммированные по всем бюджетам типа «БДР»: давали окончательный финансовый результат компании: прибыль или убыток. Например, Бюджет доходов от реализации – Бюджет расходов по основной деятельности – Бюджет прочих расходов + Бюджет прочих доходов = Прибыль.

Симметричным образом сумма всех бюджетов типа «БДДС» дают остаток денежных средств на конец рассматриваемого периода, а сумма натурально-стоимостных бюджетов – остатки имущества компании всех видов.

Пример бюджетов, построенных «от ОПУ», приведен ниже. Три серых вертикальных поля представляют собой типы бюджетов: БДР, БДДС или Натурально-стоимостные, каждая блок-схема – отдельный функциональный бюджет, пунктирные лини означают промежуточную консолидацию бюджетов, а стрелки – последовательность формирования бюджетов и их влияние друг на друга. Итоговые данные, рассчитанные по всем трем полям, формируют Управленческий баланс компании.

Читайте также:  Выплата внешних долгов что это

Долгое время такой подход к построению бюджетов можно было назвать оптимальным, поскольку он, с одной стороны, создавал системную и прозрачную картинку финансово-экономической деятельности предприятия, а с другой, был прост и понятен как при постановке бюджетирования, так и при эксплуатации внедренной системы.

Можно даже утверждать, что для предприятия малого или среднего размеров модель бюджетов «от ОПУ» — это золотая середина между комплексностью и простотой. За более чем семилетнюю практику постановок бюджетирования консультанты компании «Инталев» успешно применили описанный подход на нескольких десятках предприятий в России и СНГ, и результат говорит сам за себя – разработанные системы бюджетов дали менеджерам этих компаний гибкий и эффективный инструмент управления бизнесом.

Но, как и любая методология, подход «от ОПУ» естественным образом имеет свои ограничения. Говоря коротко, он не до конца отражает процесс балансировки показателей одних бюджетов с показателями других. Вот несколько примеров:

В явном виде отсутствуют дебиторская и кредиторская задолженности. Конечно, данные по задолженностям есть, но рассчитываются они как разницы между соответствующими бюджетами БДР и БДДС (начисленные, но еще не полученные в виде «живых» денег доходы, или понесенные, но еще не оплаченные расходы), но формально бюджетам задолженностей, если таковые хотелось бы выделить, «приткнуться» негде.

Не существует бюджетов по движению капиталов, хотя изменения соотношений собственного и заемного капитала можно отслеживать по Бюджетам выплат и поступлений по финансовой деятельности (привлечение и погашение кредитов, вклады в уставный капитал). То же самое справедливо и для финансовых вложений самой компании.

Неоднозначна процедура расчетов по НДС. Остаются открытыми вопросы: по какой стоимости отражать закупленные запасы в натуральных бюджетах – с НДС или без, и как расчеты по НДС повлияют на другие налоговые бюджеты.

Не описан алгоритм использования прибыли.

Практика «Инталев» показывает, что все эти вопросы, хотя и важные, не являются причиной для выделения отдельных бюджетов на предприятиях малого и среднего бизнеса. Все необходимые расчеты можно произвести в качестве дополнений к бюджетной модели, также как и сформировать по всем показателя соответствующие управленческие отчеты. Например, карточки расчетов с контрагентами дадут информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженностей.

На наш взгляд, построение таких бюджетов как самостоятельных объектов управления только перегрузило бы и сделало неэффективной систему бюджетирования для большинства предприятий. У таких бюджетов просто бы не нашлось «хозяев», т.е. реальных ответственных.

Но для очень крупных компаний – назовем их «мегакомпаниями» — ситуация с «балансирующими» бюджетами несколько иная. О каких предприятиях мы говорим? Прежде всего, это финансово-промышленные группы, естественные монополии, крупнейшие компании нефтяной, газовой, металлургической и энергетической отраслей. Несколько упрощая ситуацию, укажем формальный критерий: компании с численностью сотрудников более 10 000 человек, и имеющие сложную иерархическую структуру (например, районные филиалы -> региональные управления -> центральный аппарат).

Опыт консультантов «Инталев» в построении бюджетирования для мегакомпаний выявил, что в бизнесах такого масштаба показатели, которые для менее крупных предприятий – лишь вспомогательные данные, являются отдельными и специфическими объектами управления. Зачастую для работы с цифрами, только балансирующими движение по, скажем так, «основным» бюджетам, создаются отдельные службы и департаменты с многочисленным персоналом. И эта практика оправдана.

Для решения задачи включения балансирующих показателей в систему бюджетов модель «от ОПУ» была существенно модернизирована, превратившись в итоге в модель «от баланса».

Идея балансовой модели бюджетов заключается в том, что движение по любому бюджету, будь он натурально-стоимостной, БДР и БДДС, — это аналог оборотов по дебету или кредиту бухгалтерских счетов, на основании которых сводится баланс (все это также справедливо и для счетов управленческого баланса). Например, Бюджет расходов по основной деятельности – это то же самое, что и дебетовый оборот по счету «Финансовый результат», а Бюджет выплат денежных средств – кредитовый оборот по счетам «Расчетный счет» и «Касса».

Читайте также:  6 процентов пенсии что это значит

Отсюда можно сделать два важных вывода:

Движение по любому из бюджетов затрагивает, аналогично бухгалтерской проводке, и какой-то второй бюджет (а если быть точнее, то как и в случае сложной проводки, которая может затрагивать сразу несколько счетов, операция по одному бюджету может влиять одновременно на несколько бюджетов).

Если необходимо создать действительно комплексную (можно даже сказать, «тотальную») модель бюджетов, то она должна строится по принципу двойной записи.

Например, на многих предприятиях ведется Бюджет продаж. С точки зрения двойной записи, любая цифра, внесенная в этот бюджет, должна зеркально отразиться в Бюджете расчетов с покупателями (возросла дебиторская задолженность). Также очень распространен Бюджет расходов на оплату труда. Данные этого бюджета пройдут и по Бюджету расчетов с персоналом (увеличилась задолженность компании перед сотрудниками).

Приведем пару примеров, когда принцип двойной записи сыграет ключевую роль в управленческих расчетах:

  • Допустим, компания взяла кредит на 500 000 долларов. С точки зрения текущего управления, легко можно обойтись «классической» схемой бюджетов: увеличились объем денежных средств на расчетном счету (Бюджет поступлений по финансовой деятельности) и плановые расходы по обслуживанию долга (Бюджет расходов по финансовой деятельности). Но для целостного управления корпоративными финансами информации нет: на самом деле, данная операция серьезно повлияла на соотношение собственного и заемного капитала – компания, повысив свою текущую ликвидность, ухудшила показатель финансовой устойчивости. Отследить этот момент, корректно свести баланс и посчитать аналитические коэффициенты помог бы Бюджет движения капитала.
  • При планировании несвязанных четким алгоритмом функциональных бюджетов возможно рассогласование данных между ними. Например, если менеджер по закупкам только принципиально понимает, что объемы его закупок связаны с Бюджетом потребностей производства, то конкретные плановые цифры у него могут и не совпасть с мнением производственных менеджеров. По принципу же двойной записи расчет однозначен. Представим себе ряд операций, связывающих производственную программу и план закупок через функциональные бюджеты:

Функциональный бюджет

Счет Управленческого баланса

Количество

Бюджет остатков материалов на начало периода

Сырье и материалы (начальный остаток)

Бюджет потребностей производства

Основное производство (дебетовый оборот за период) = Сырье и материалы (кредитовый оборот за период)

Бюджет остатков материалов на конец периода

Сырье и материалы (конечный остаток)

— 20 – чего быть не должно!

Бюджет закупок материалов

Сырье и материалы

Не менее 20

Из такого расчета сразу видно, что производственная программа должна породить закупки в объеме, не меньшем, чем 20 единиц сырья.

Таким образом, задача постановщика бюджетирования при построении модели по принципу двойной записи заключается в сопоставлении каждого из создаваемых бюджетов другому, балансирующему бюджету. Визуально такое построение можно производить в двух форматах:

Таблице, по строкам и столбцам которой приведены статьи управленческого баланса, причем, данные по строкам отражают дебетовые обороты, а по столбцам – кредитовые. Помимо чисто балансовых статей в таблице приводятся статьи «Доходы» и «Расходы», не входящие в баланс, но необходимые для расчетов итогов по нему. На пересечении соответствующих строк и столбцов возникают функциональные бюджеты.

Источник статьи: http://www.cfin.ru/management/finance/budget/in_multilevel.shtml

БЮДЖЕТ ВЫПЛАТ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

За этот бюджет отвечает служба финансов предприятия, привлекая информацию, полученную в бухгалтерии и от руководства предприятия. Формат бюджета показан в табл. 17.

Таблица 17 — Бюджет выплат по финансовой деятельности на предстоящий год

Читайте также:

  1. B) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты;
  2. III. Порядок учета судейской деятельности
  3. R ожидаемое выполнение за месяц (сметное, бюджетное)
  4. S:Необходимо вычислить количество периодических выплат, необходимых для погашения займа, полученного под определённый процент. Какую функцию следует для этого использовать?
  5. V. Организация служебной деятельности
  6. VIII. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ
  7. X. Осуществление страховой выплаты
  8. А) в случае, если указанные бюджеты являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
  9. А) используется при составлении проекта бюджета
  10. А) превышение расходов бюджета над его доходами
Наименование статей Сумма выплат
Погашение векселей
Покупка валюты
Финансовые вложения в уставной капитал других предприятий
Прочие расходы (показать, что может быть)
Всего

Примечание: заполнить строки таблицы.

ФОРМИРОВАНИЕ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Отдельные (локальные) бюджеты предприятия разработчики интегрируют в общем (мастер) или сводном бюджете, а также – в балансе, что позволяет иметь общую картину плановой деятельности в бюджетном периоде. Кроме того, сводный бюджет, в котором отражена расчетная оценка доходов и расходов предприятия, может быть использован:

· в финансовом планировании;

· в бухгалтерском и управленческом учете для определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц (центров финансового учета предприятия).

Но главное, бюджет — инструмент планирования прибыли как в целом по предприятию, так и по отдельным проектам, видам деятельности, центрам ответственности.

Формат бюджета можно представить в нескольких видах, например путем выделения доходной и расходных частей или в форме счета о прибылях и убытках. В первом случае доходную часть бюджета представляют три вида доходов:

· доходы от реализации продукции;

· доходы от прочих видов текущей деятельности;

· доходы от финансовой деятельности.

Расходная часть состоит из:

· затрат, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции (услуг);

· расходов по выплате налогов (без косвенных налогов – ндс, акцизов);

· расходов по финансовой деятельности.

Формат бюджета показан в таблице 18. Другой формат приведен в таблице19. Он отражает западный подход к составлению мастер-бюджета. Студенты могут сформировать структуру таблицы в соответствии с приложением в [0]

Таблица 18 — Сводный бюджет доходов и расходов на предстоящий 2015 год

Наименование статей Сумма, тыс. ден. ед.
1. Доходный раздел бюджета
1.1. Выручка от реализации продукции (таблица )*
1.2. Прочие доходы от текущей деятельности (таблица )
1.3. Доходы от финансовой деятельности (таблица )
Всего доходов
2. Расходный раздел бюджета
2.1.Текущие расходы, в том числе
— расходы на материалы (таблица )
-расходы на оплату труда (таблица )
-амортизационные отчисления (таблица )
— общепроизводственные расходы (таблица )
— коммерческие расходы (таблица )
— управленческие расходы (таблица )
2.2. Расходы на выплату налогов (без НДС и акцизов) – ( таблица )
2.3. Расходы по финансовой деятельности (таблица )
Всего расходов
3. Итог бюджета доходов и расходов (бюджетный профицит или дефицит)

*) Здесь и далее показать, из каких бюджетов взяты данные

Таблица 19 — Бюджет счета прибылей и убытков от производственной деятельности на 2015 г.

Наименование статей Запасы готовой продукции, у.е. Сумма постатейная, у.е. Итого, у.е.
1. Продажи (таблица )
2. Запасы сырья на начало приода (из баланса на начало периода, таблица )
3. Покупка материалов (таблица ) 446352 а)
4.Сумма 2 и 3 493652
5. Минус запасы сырья на конец периода (из таблица) 25160 в)
6. Стоимость покупных материалов (4 минус 5) 468492
7. Затраты прямого труда (таблица )
8. Накладные производственные расходы (таблица )
9. Всего производственные расходы (6+7+8) 1047867
10. Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода, таблица)
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода (таблица ) 166496 с) (141727)
12. Стоимость проданной продукции (таблица ) 906140
13. Общая прибыль (gross profit, таблица )
14. Затраты на реализацию продукции и административные расходы (таблица ) 69000
15. Бюджетная прибыль по итогам года 98860
16. Расходы на выплату налогов (таблица ) хххххх
17. Итог бюджета хххх

Примечание: в таблице должны быть отражены все показатели, не нашедшие отражения ранее (т.е. те, что студенты должны были доработать сами).

Цифра, отмеченная желтым должна быть исправлена с учетом изменения исходных данных

Аналогично необходимо составить бюджет для прочей деятельности и финансовой деятельности. Одновременно следует определить затраты на единицу продукции в соответствии с таблицей 20.

Рассчитывается налоговое бремя. Студенты самостоятельно определяют, что это такое и как его считать.

Таблица 20 — Расчет затрат на единицу продукции (себестоимости)

Показатели Альфа Сигма
Шт. Стоимость, у.е. Шт. Стоимость, у.е.
1. Прямые материалы
Х 18.00 14.40
У 20.00 36.00
2. Прямой труд 30.00 45.00
3. Накладные расходы:
Подразделение 1
Подразделение 2
83.00 125.40

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://lektsii.com/3-26224.html