Меню

Финансовый источник социальных выплат

Механизмы финансирования социальных выплат и льгот, критерии их эффективности.

Социальные выплаты и льготы являются основными формами компенсации при защите от социальных рисков в рамках социального обеспечения отдельных категорий граждан.

К основным получателям социальных льгот можно отнести: нетрудоспособные граждане, малоимущие слои населения, граждане, имеющие особые заслуги перед государством , граждане, имеющие в течение финансового года определенные виды расходов, которые государство обязуется им компенсировать, студенты (учащиеся) соответствующих государственных (муниципальных) учебных заведений, имеющие инвалидность, только одного родителя или являющиеся сиротами.

Классификация: по уровням публично-правовых образований, к расходным обязательствам которых они относятся.

Характерными чертами социальных выплат являются:

• денежная форма выплаты;

• императивный характер, обусловленный социальными обязательствами государства, что предполагает непосредственное участие уполномоченных органов государственной власти в установлении категории получателя выплаты, ее размера, источника финансирования и правовое регулирование финансового механизма выплаты;

• большое число получателей;

• единый порядок расчета величины выплаты для всех ее получателей.

Большинство из перечисленных характеристик социальной выплаты применимо и для социальных льгот населению. Исключение составляет форма предоставления: социальные льготы для конечного получателя могут предоставляться как в денежной, так и в натуральной форме (например, в случае предоставления пенсионеру путевки на санаторнокурортное лечение, бесплатных транспортных услуг в части проезда в общественном транспорте и т.п.).

Классификация с.л и выплат:периодичность предоставления социальной выплаты (льготы) получателю: единовременные и периодические и постоянные, форма предоставления (пенсия, пособие, компенсация, социальные выплаты, льготы), Форма расчета( фиксированная и расчетная)

Финансирование социальных выплат и льгот осуществляется в соответствии с действующим механизмом социального обеспечения определенных категорий населения.

Формы финансирования социальных льгот и выплат:

1. Страховой механизм, при котором механизм финансирования соц выплат осуществляется через средства специальных страховых фондов. В РФ, например, Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования,

2. Бюджетный механизм – механизм, при котором финансирования социальных выплат происходит за счет средств бюджетов бюджетной системы.

На эффективность используемого механизма оказывают влияние разнообразные факторы: выбранная модель экономического развития, проводимая социальная политика и модель социального обеспечения граждан, национальные особенности, стадия развития экономики и пр.

На практике эффективность с позиций государства часто определяется как оптимальное соотношение между совокупной величиной государственных (муниципальных) расходов на обеспечение социальных выплат и льгот и потенциальным количеством получателей.

Также к критериям эффективности можно отнести:

• оценку полноты выплат (поскольку расходы на социальные выплаты фиксированы по размеру и являются приоритетными вне зависимости от наполнения бюджета доходами);

• оценку степени доступности и полноты использования льгот соответствующими категориями получателей;

• качественную составляющую результата — своевременность (соблюдение сроков) их начисления и перечисления, количество жалоб получателей, количество ошибок при начислении и т.д.»

Для получателя социальных выплат и льгот важным показателем их эффективности является уровень замещения выпадающих доходов в результате наступления соответствующего события (временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, потеря кормильца и пр.). Если для получателя социальная выплата является практически основным доходным источником (например, пенсия для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот; пособие по временной нетрудоспособности), то эффективность такой выплаты будет определяться

уровнем финансирования текущих потребностей получателя за счет социальной выплаты и показателем качества жизни индивида

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 164 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник статьи: http://studopedia.net/17_44343_mehanizmi-finansirovaniya-sotsialnih-viplat-i-lgot-kriterii-ih-effektivnosti.html

§ 1. виды и основные источники финансирования

§ 1. виды и основные источники финансирования

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие «финансы» означает «денежные средства», охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.

Читайте также:  Питание беременной выплаты 2020

Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Государственные финансы это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

государство предприятие и предприятие государство;

государство население и население государство;

предприятие население и население предприятие;

предприятие предприятие и население население.

Связь «государство государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

р а с п р е д е л и т е л ь н а я ,

с т и м у л и р у ю щ а я

и к о н т р о л и р у ю щ а я.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

фонд социального страхования;

фонд обязательного медицинского страхования;

республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет — это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ.

Расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, \% к ВВП

Федеральный бюджет* Территориальные бюджеты Внебюджетные фонды

Сравнительно: ВВП ***, трлн. руб.

Источник: Министерство финансов РФ, Госкомстат РФ, расчеты автора.

*Исключая трансферты из федерального бюджета территориальным бюджетам.

** При расчетах показателей за 1992-1994 гг. использовались значения ВВП, пересмотренные Госкомстатом РФ при участии экспертов Всемирного банка в 1996 г.

*** С учетом оценочной величины дисконта при погашении ГКО.

Как видно из табл. 12, за последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается практически по всем статьям социальных расходов, включая затраты на культуру, образование, здравоохранение и особенно в системе социальной защиты, включая социальное страхование и социальное обеспечение (табл. 13).г

Читайте также:  Сроки выплаты материнского капитала по ипотеке

Расходы на социальные цели, \% к ВВП*

Источник финансирования, в том числе

Культура, искусство и средства массовой информации

Здравоохранение и физическая культура

Источник финансирования, в том числе

Занятость и безработица

Прочие социальные расходы

(исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту)

социальные расходы в \% к суммарным государственным расходам соответствующего уровня (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту)

* Расчеты автора по данным Министерства финансов РФ и федеральных

внебюджетных фондов. При расчетах показателей за 1992-1994 гг. использовались значения ВВП, пересмотренные Госкомстатом РФ при участии Всемирного банка в 1996 г.

** Данная таблица учитывает не все направления расходов на социальные цели. В частности, из-за отсутствия точных данных в ней опущены государственные расходы на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения (табл. 14).

Индексы основных социально-экономических показателей \% к 1995 г.

995 справочно к

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года)

Среднемесячная заработная плата**

Среднедушевые денежные доходы**

Средний размер назначаемой месячной пенсии»

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

**В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен)

Однако бюджетные расходы государства на социальные цели не растут. Например, в 1995 г. на социально-культурные мероприятия должно было быть израсходовано из федерального бюджета 31,4 трлн. руб., фактически же расходы составили 18,6 трлн. руб. или 59,2\% утвержденного объема. В 1997 г. в связи с секвестированием объема государственного бюджета социальные расходы были значительно уменьшены.

Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

«плату коммунальных услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Его доля в расходах федерального бюджета в 1996 г. составляла 9\%.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Читайте также:  Задачи по пенсиям с решением 2019

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15\% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95\% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

——-= Б2 100\%,

где Кв коэффициент выравнивания;

Б1бюджетные расходы по экономическому району в расчете

на 1 человека; Б2среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.

В бюджете на 1996 г. трансферты предусматривались 75 субъектам Федерации в размере 58,6 трлн. руб. против 28,4 трлн. руб. в 1995 г.

Субвенции возросли с 1,7 трлн. руб. в 1995 г. до 2,2 трлн. руб. в 1996 г.

Основы более реального бюджетного федерализма были заложены в 1994 г. с момента подписания двустороннего соглашения федеральными и региональными властями.

Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

1) льготное налогообложение;

2) льготное кредитование;

3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Дети России». Финансирование этой программы предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.

Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения.

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат: 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных пенсионного фонда и фонда социального страхования; 2) предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения; 3) третий уровень социальных гарантий, создаваемый негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2\% расходной части бюджета;

поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;

финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии; от коммерческих магазинов, частной и кооператив

Источник статьи: http://uchebnik.biz/book/311-yekonomicheskie-osnovy-socialnoj-raboty/14—1-vidy-i-osnovnye-istochniki-finansirovaniya/