Меню

Фонд национального благосостояния пенсии

Отправить по почте

Использование

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период .

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2015 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. [1]

[1] В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».

Источник статьи: http://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/expenditure/

Правительство хочет потратить ФНБ, но он нужен на пенсии. Разбираемся, почему так произошло

Фонд национальной безопасности должен гарантировать, что россияне будут получать пенсии в полном объеме и без задержек даже в том случае, если в стране упадет добыча нефти или ее цены снизятся до критического уровня.

Для чего нужен ФНБ?

Изначально идея создания Фонда национального благосостояния (ФНБ) заключалась в том, что государство откладывает часть нефтегазовых сверхдоходов, гарантируя выполнение социальных обязательств в будущем (то есть, выплату пенсий).

Пополняется фонд за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета: налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Каждый год часть этих средств перечисляется из федерального бюджета в ФНБ (3,7% от планового объема ВВП).

Что касается расходования денег, то официально у ФНБ 2 цели:

  • софинансирование добровольных взносов на накопительную пенсию граждан. Эта программа оказалась не очень масштабной – в ней участвовали только добровольно, а софинансировало государство не больше 12 тысяч рублей в год;
  • покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. Здесь масштабы перечислений больше: например, в 2017 году 2,8 миллиарда долларов (или более 160 миллиардов рублей) были направлены из ФНБ в ПФР.

Но это еще не все.

Вообще есть 3 варианта того, что можно сделать с ФНБ:

  1. потратить – здесь понятно, выплата пенсий;
  2. управлять – чтобы деньги не лежали «мертвым грузом», их можно вкладывать в валютные депозиты в Центробанке и финансовые активы иностранных государств;
  3. вкладывать – в какие-нибудь прибыльные инвестиционные проекты.

Однако стоит помнить, что главное – это пенсии, поэтому вкладывать средства ФНБ можно только в одном случае: если объем ликвидной части фонда будет больше 7% ВВП.

И вложить можно только ту часть, которая превышает эти самые 7%.

Почему об этом все заговорили сейчас?

В последний раз ФНБ был больше 7% от ВВП в начале 2010 года – тогда он составлял 91,56 миллиарда долларов, что соответствовало 7,1% ВВП. Потом часть денег потратили, ВВП начал постепенно расти, и ФНБ в процентном отношении стал не очень большим.

Например, в первом квартале 2013 года он составлял всего 3,7% от ВВП, потом долгое время колебался между 4 и 6%, в начале прошлого года снизился до 3,6%, в июле этого года – до 3,4%.

Но потом, согласно бюджетному правилу, в июле 2019 года в ФНБ поступили дополнительные нефтегазовые доходы за прошлый год. Сумма их весьма внушительная: 30,2 миллиарда долларов, 25,7 миллиардов евро, 5,1 миллиардов фунтов стерлингов.

Сразу же ФНБ вырос до 124,14 миллиардов долларов, или 7,2% ВВП. Правительство ожидает, что и в следующем году ФНБ будет не ниже 7% ВВП, и даже запланировали потратить 1,5-2 триллиона рублей сверх этой суммы.

Другими словами, благодаря удачному в плане цен на нефть прошлому году в ФНБ поступило так много денег, что их можно без ущерба для поколения будущих пенсионеров потратить.

Осталось понять, на какие цели.

Куда будут направлены деньги из ФНБ?

Полтора-два триллиона рублей – это очень большие деньги, примерно 10% доходной части федерального бюджета России. И поскольку эти деньги будут направлены на инвестиции, многие компании заинтересованы их получить.

Но история знает неудачные примеры вложения денег из ФНБ. Например, 17 декабря 2013 года президенты России и Украины (тогда еще Виктор Янукович) договорились о том, что Россия купит на деньги ФНБ суверенные облигации правительства Украины на 15 миллиардов долларов. При этом правилами управления и использования ФНБ такое действие было запрещено:

  • Украина не входила в перечень стран-эмитентов, в бумаги которых можно вкладывать ФНБ;
  • независимые рейтинги Украины были ниже минимально разрешенных;
  • использовать ФНБ на вложения тоже было нельзя: он составлял всего 4% от ВВП.

Дальнейшая история всем известна: выдать успели только 3 миллиарда, и те Россия до сих пор не увидела, да и шансы на возврат сомнительны.

Теперь ситуация несколько иная: правительство будет тратить только то, что сверху 7% ВВП – то есть, относительно свободные деньги. Уже известны несколько направлений использования денег:

  • реализация проекта «НОВАТЭКа» по добыче газа и производству СПГ «Арктик СПГ 2»;
  • часть средств пойдет в другие страны – под суверенные облигации и бумаги надежных корпораций;
  • деньги ФНБ будут участвовать в реализации некоторых национальных проектов, тоже как инвестиции.
Читайте также:  Когда ожидается ближайшее повышение пенсии

Более точный перечень направлений инвестирования будет появляться по мере подготовки соответствующей программы. Но уже сейчас экономисты говорят, что национальные проекты – это, конечно, хорошо, но слишком много вкладывать внутри страны нельзя.

Иначе это будет просто замаскированная форма «проедания» денег из Фонда.

Источник статьи: http://bankstoday.net/last-news/pravitelstvo-hochet-potratit-fnb-no-on-nuzhen-na-pensii-razbiraemsya-pochemu-tak-proizoshlo

Отправить по почте

Управление

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации. [2]

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно): [3]

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее — разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации [4]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации [5]

Нормативные доли, утвержденные Минфином России [6]

в иностранной валюте [7]

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации

долговые обязательства юридических лиц

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам: [9]

1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран [10] :

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

— сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение);

— условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

— нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

— ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

— номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

— объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных в российских рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро — для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов — для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

— выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

— Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

— Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

— Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

Читайте также:  Кому прибавляют пенсию после 80 лет

— Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

— Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

— Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

— Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

— Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4. Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

— акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

— акции иностранных эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов «ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс» (MSCI World Index) и «ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс» (FTSE All-World Index);

— акции российских эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов «Индекс РТС» или «Индекс ММВБ»;

— в состав активов инвестиционных фондов, выпустивших паи (доли участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

5. при размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

— нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» должны выполняться следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 955 млрд. рублей, при этом:

— до 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации; [11]

— до 410 млрд. рублей может быть размещено на депозиты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях: [12]

• по ставке 6,25 процентов годовых на срок до 31 декабря 2019 года включительно;

• по ставке 7,25 процента годовых на срок до 31 декабря 2020 года включительно.

— до 40 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 1 июня 2020 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; [13]

— до 30 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; [14]

— до 300 млрд. рублей может быть размещено не позднее 31 декабря 2012 года на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 30 декабря 2022 года включительно. [15]

— уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

— возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

7. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к разрешенным финансовым активам в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило: [16]

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:

— в российских рублях — 40%;

— в иностранной валюте — 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния: [17]

— для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

— для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств правительства Испании):

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

— для долговых обязательств правительства Испании:

минимальный срок до погашения

максимальный срок до погашения

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных государственных агентств , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации): [18]

— Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

— Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

— Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

— Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

— Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

— Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

— Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

Читайте также:  Сроки выплат по больничному лицу

— Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

— Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

— Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

— Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

— Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

— Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

— Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

— Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

5. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска: [19]

для долговых обязательств иностранных государств — 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций — 5 % номинального объема выпуска.

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.4, Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 766, от 22 июля 2009 г. № 597).

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 4.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 766, от 22 июля 2009 г. № 597).

[6] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 26 (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010 г. № 563).

[7] Указанные нормативные доли применяются при размещении средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, номинированные в иностранной валюте.

[8] Указанные нормативные доли применяются при размещении средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, номинированные в российских рублях, при этом максимальная доля указанных средств составляет 40 % в общем объеме средств фонда.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния». Приказ Минфина России от 21 марта 2011 г. № 126.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[12] Федеральный закон 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке с 25 августа 2010 г. снижены с 7 до 6,25 % годовых и с 8,5 до 7,25 % годовых.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

Федеральным законом от 22 мая 2010 г. № 101-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 566 «О внесении изменения в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке снижены с 8,5 до 6,25 % годовых.

Федеральным законом от 16 февраля 2010 г. № 12-ФЗ о внесении изменений в Закон № 173-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 210 «О внесении изменения в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» увеличены сроки размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке с 1 июня 2015 г. до 1 июня 2020 г.

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» процентные ставки по депозитам во Внешэкономбанке с 25 августа 2010 г. снижены с 8,5 до 6,25 % годовых.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

[16] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 24 (в редакции приказа Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 714).

[17] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 25 (в редакции приказа Минфина России от 21 марта 2011 г. № 125).

[18] Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 22.

[19] Приказ Минфина России от 17 апреля 2013 г. № 112.

Источник статьи: http://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/management/