Меню

Индексация пенсии при увольнении судебная практика

Решение суда о перерасчете пенсии с учетом индексации № 2-5157/2017

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 22.08.2017

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Ибрагимовой Э. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации,

Банных О.М. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с требованием о перерасчете пенсии с учетом индексации.

В обосновании иска указано, что 07.08.2008 ей назначена пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учётом ранее проведённых индексаций размер пенсии на 01.02.2017 составлял 12854,96 руб., которая выплачивается по настоящее время, хотя в 2017 году была произведена индексация пенсий в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

На заявления в УПФР по Кировскому району г. Екатеринбурга от 28.04.2017, 26.05.2017 и в отделение Пенсионного Фонда по Свердловской области от 09.06.2017 о выплате пенсии с учётом произведённой в 2017г. индексации истец получила отрицательный ответ, мотивированный тем, что работающим пенсионерам пенсия с учётом индексации выплачивается после прекращения работы.

Между тем, истец считает отказ в выплате пенсии с учётом индексации не основанным на действующем законодательстве, поскольку за 2016-2017 годы истец, будучи индивидуальным предпринимателем, заплатила страховые взносы за себя, как застрахованное лицо, в фиксированном размере согласно ст. 28 ФЗ № 167-ФЗ в сумме 21118,07 руб. В связи с чем, загруженные в пенсионную базу данные индивидуального (персонифицированного) учёта, согласно которых истец числится работающей с июля 2016 года, относятся к исчислению страхового стажа для дальнейшей индексации (перерасчёта) пенсии в связи с увеличением страхового стажа и перечислением страховых взносов, но не относится к индексации пенсии в связи с инфляцией (ростом потребительских цен), так как эта индексация проводится на основании данных индивидуального персонифицированного учёта, которые должны представлять страхователи в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ. А таких сведений в отношении истца за 2016год в Пенсионный фонд не представлялось.

В связи с чем, истец просит суд признать отказы управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области №3139/05 от 15.05.2017, №3419/05 от 30.05.2017 в выплате пенсии с учётом индексации незаконными. А также просит суд обязать ответчика выплачивать пенсию с учётом проведённых индексаций на индекс роста потребительских цен за прошедший год по состоянию на 1 февраля и 1 апреля 2017года и выплатить причитающуюся индексацию пенсии с момента установления Правительством Российской Федерации соответствующих коэффициентов индексации.

В судебном заседании истец требования и доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что в контексте действующего законодательства она не является работающим пенсионером, в связи с чем, оснований отказа в начислении индексации у ответчика не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ в Кировском районе г. Екатеринбурга Доос Ю.И. против иска возразила, указав, что истец относится к числу работающих пенсионеров, в связи с чем, индексация приостановлена с момента регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров также является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Какие документы нужны для выплаты единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу п. 1 ст. 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 — 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 — 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (п. 6 ст. 26.1 Закона).

В соответствии с п. 7 ст. 26.1 Закона суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Так, судом установлено, что Банных О.М. является получателем пенсии по старости с 23.01.2008 по п. 7.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В период с 01.05.2016 по 30.04.2017 ежемесячный размер пенсии составляет 12854,96 рублей.

06.07.2016 истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно доводам истца, вопреки действующему законодательству индексация к фиксированной части пенсии в период 2016-2017 ответчиком не осуществлена. Тот факт, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя правового значения не имеет, поскольку на индивидуального предпринимателя не возложена обязанность сдавать сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, истец не учел, что если пенсионер относится к категории самозанятого населения, то есть состоит на учете в ПФР как индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат и т.п., такой пенсионер является работающим, если он состоял на учете в ПФР по состоянию на 31 декабря 2016 года. При этом, для самозанятого населения пенсионного возраста предусмотрен иной порядок увеличения страховой пенсии. Так, пенсионерам, которые работали в 2016 году, в августе 2017 года было произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2016 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. Факт увеличения размера пенсии в порядке беззаявительного расчета истец не отрицает.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности заболевание сердца

Указанное отражено в письмах от 28.06.2017 № 20-1692, от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05.

Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П; определения от 11 мая 2012 года N 743-О, от 14 мая 2013 года N 692-О и др.).

С учетом указанных правовых норм суд приходит к выводу о том, что истец фактически является самозанятым пенсионером, получающим за свои услуги денежное вознаграждение и подлежащим обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», истцу обоснованно не произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Таким образом, оснований для признания незаконными оспариваемых писем от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05 суд не усматривает.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца в порядке исчисления пенсии, то производные требования Банных О.М. о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом индексации не имеется.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации, — оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Самойлова

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ:

Нежданов Д.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца.

Истец Панина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении досрочной.

Источник статьи: http://sud-praktika.ru/precedent/379416.html

Индексации пенсии уволившимся

Отнюдь не все люди, которые выходят на заслуженный отдых, оставляют работу. Это бывает по разным причинам: кому-то не хватает денег, кто-то работает «от скуки», а у кого-то работа относится к категории хобби. Но как бы то ни было, работающим пенсионерам индексирование пенсии не производится. Но что будет после увольнения? В этом тексте разберемся в индексации пенсии уволившимся, а также в той помощи юриста в Москве, которая может понадобиться.

Индексация работающим

Повышение суммы пенсионного обеспечения в страховой системе производится ежегодно. Коэффициент индексации при этом не должен быть ниже уровня инфляции. Но это не затрагивает пенсии тех пенсионеров, которые официально продолжают трудовую деятельность. Фактическая отмена индексации произошла в 2016 году в соответствии с законом от 2015 года №388-ФЗ, который «поправил» закон о страховых пенсиях.

В частности, речь идет о «печально знаменитой» ст. 26.1, в которой указано, что при работе (и прочей деятельности, связанной с получением дохода) пенсионеру не индексируется ежемесячное содержание, получаемое по линии ПФР. Причем индексация не производится в течение всего времени официального трудоустройства. Но в этой же статье приводятся сведения о том, как будет повышаться пенсия по факту увольнения или прекращения трудовой деятельности.

Как происходит индексация пенсии уволившимся пенсионерам

Чтобы понять, как производится повышение пенсионного содержания для пенсионера, который перестал работать, стоит рассмотреть пример из практики. Это даст наглядное понятие о «механике» работы ПФР.

Читайте также:  Как получить пенсию жене военнослужащего пенсионера

К юристу за помощью обратился московский пенсионер Виктор С. Мужчина вышел на пенсию в 2017 году, назначенная сумма составляла (грубо) 12 000 руб. Но Виктор решил не прекращать трудовую деятельность, поэтому пенсию ему не повышали.
В декабре 2018 года, убедившись в правдивости прогноза о «большой» индексации сразу на 7,05%, пенсионер решил проконсультироваться с юристом, будет ли надбавка к пенсии потом, если он ее пропустит при работе.

Согласно законодательству, пенсионер, который прекратил заниматься оплачиваемым трудом, будет получать проиндексированную пенсию. Причем индексация производится за все «пропущенные годы». В частности, Виктору С. положено увеличение пенсии до 13 670 руб. за счет:

  • индексации на 2018 год – прибавка 444 руб. (3,7%);
  • индексации на 2019 год – прибавка 876 руб. (7,05%);
  • корректировки ИПК за весь период работы на пенсии – прибавка 350 руб. (4,01 балла).

То есть мужчина будет получать больше на 1 670 руб. в сравнении с назначенной пенсией. Но произойдет это не сразу после увольнения.

Сроки индексации

Фактическая индексация пенсии после увольнения происходит лишь через 3 месяца, которые последуют после месяца увольнения. То есть если гражданин увольняется 15 января, то его пенсия поднимется не в апреле, а в мае. Отсчет идет с февраля.

Но это не значит, что само повышение произойдет тоже в мае. Все та же ст. 26.1 закона «О страховых пенсиях» указывает, что индексация производится с 1 числа месяца, следующего за днем увольнения. То есть при официальном расчете пенсионера на работе 15 января его пенсия повысится с 1 февраля. Вся разница, которая образуется в 3-месячный период, будет выплачена с повышенной пенсией в мае.

Если обратиться к ситуации Виктора С., рассмотренной выше, то в феврале, марте и апреле мужчина будет по-прежнему получать пенсию в 12 000 руб. А вот в мае он получит сразу и увеличенную до 13 670 руб. пенсию, и доплату за предыдущие 3 месяца в общей сумме 5 010 руб.

Конечно, рассмотренный пример максимально упрощен, поскольку всю калькуляцию приводит особенного смысла нет – «механика повышения» и сроки и без того становятся понятным. Например, намеренно опущены корректировки ИПК в 2017 и 2018 годах, чтобы не нагромождать лишних вычислений. Таковые корректировки выведены отдельной строкой и сразу на весь объем.

Но что будет, если «наш Виктор С.» из примера вновь решит трудоустроиться?

«Повторное» трудоустройство

Если работающий пенсионер увольняется – индексация пенсии производится согласно «механике», рассмотренной выше. Но при трудоустройстве после того, как индексация произошла, гражданину пенсию не убавляют до предыдущих значений. По крайней мере, никаких сведений об этом в законодательстве не имеется.

Этим, кстати, воспользовались некоторые пенсионеры, которые массово увольнялись осенью 2018 года с тем, чтобы трудоустроиться в 2019 после индексации пенсии. Причем согласно ч.8 ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», выплаты производятся в размере, установленном на день, предшествующий возобновлению работы.

Казалось бы, достаточно уволиться 15 января, с 2 февраля вновь устраиваться на работу. Но так поступать нет смысла, ведь из-за небольшого перерыва в отчетности и за январь, и за февраль, пенсионер будет работающим. Следовательно, придется выжидать больший срок – не месяц и даже не 2. «Сигналом к трудоустройству» по сути становится получение первой большой пенсии. Это значит, что в ПФР никаких ошибок не произошло и, как минимум, в течение месяца он был безработным и, следовательно, получившим право на индексацию. Причем здесь не помогут даже уведомления об увольнении, поскольку ПФР смотрит именно на подаваемую работодателями отчетность.

Уведомление ПФР

Особенной необходимости уведомления ПФР в фактах увольнения и трудоустройства не имеется. Эта «почетная» обязанность возлагается на работодателя и ответственно, естественно, несут должностные лица компаний, куда устраивается работать пенсионер.

Но все-таки не лишним будет пользоваться своим правом уведомления и направлять соответствующие заявления в Фонд. Поступив таким способом, пенсионер убережет себя от:

  • отказа в индексации в случае бухгалтерской ошибки – ПФР, выявив расхождения между сдаваемой отчетностью и заявлением пенсионера, инициирует проверку, и если увольнение подтвердится, индексация будет произведена своевременно;
  • привлечения к ответственности по ст. 159.2 УК РФ – в случае бухгалтерской ошибки при трудоустройстве, в связи с которой последовала неправомерная индексация пенсии, гражданина привлекут к ответственности и, как минимум, потребуют «переплаченную» сумму.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Источник статьи: http://pravda-zakona.ru/article/indeksatsii-pensii-uvolivshimsya-pomosch-yurista.html