Меню

Отмена выплат пособий по уходу за ребенком

С 2020 года утратит силу указ о выплате ежемесячной компенсации в размере 50 руб. лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

candy18 / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года признаны утратившими силу некоторые акты Президента РФ (Указ Президента РФ от 25 ноября 2019 г. № 570). Среди них – Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110, которым установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. перечисленным в нем лицам, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Те, кому такие ежемесячные компенсации назначены до 1 января 2020 года, продолжат их получать до окончания установленных периодов выплаты. Также право на получение указанных выплат до окончания установленных периодов выплаты будет у граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до 1 января 2020 года.

Правительство РФ должно будет привести свои акты в соответствие с рассматриваемым Указом. А органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано:

  • сохранить установленные критерии и условия назначения нуждающимся в поддержке семьям ежемесячных денежных выплат в размере определенного в субъекте РФ прожиточного минимума для детей, назначаемых в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
  • принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей.

В заключение напомним, что в 2020 году изменятся условия назначения ежемесячных выплат малообеспеченным семьям в связи с рождением первого или второго ребенка. Подробнее об этом читайте в нашей новости.

Источник статьи: http://www.garant.ru/news/1306197/

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании») 1 . Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект «Прямые выплаты» планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка «запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия». «Демографическая политика такая демографическая», – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

После этого новость о грядущей отмене пособий по уходу за ребенком для работающих граждан приобрела вирусный характер и облетела множество СМИ. Громкие заголовки спровоцировали волну общественного возмущения. На Федеральном портале проектов нормативных актов законопроект получил огромное для данного ресурса количество дизлайков, а на портале Change.org была создана петиция с требованием «отмены внесения законопроекта» (https://www.change.org/p/президент-рф-мы-против-отмены-выплаты-по-уходу-за-ребёнком?source_location=petitions_browse). Вызванный данной темой широкий общественный резонанс не позволил пройти мимо ее обсуждения и многим политикам, часть из которых, судя по всему, даже не была знакома с сутью предложений Минтруда России. Так, например, на официальном сайте Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был размещен комментарий председателя комитета Ярослава Нилова насчет «информации о возможности переадресации пособия по уходу за ребенком от работающих неполный день родителей» иным осуществляющим уход за ребенком лицам, которая «обсуждается в СМИ со ссылкой на источники в Минтруде» (http://komitet1.km.duma.gov.ru/Novosti-komiteta/item/20207230). «Если подобная идея действительно обсуждается в министерстве, то мое отношение к этому отрицательное», – заявил депутат.

Читайте также:  Оформление пенсии после достижения пенсионного возраста

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

Обратимся непосредственно к тексту законопроекта. Чиновники предлагают дополнить статью 11.1 Закона об обязательном социальном страховании нормой следующего содержания: «В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». Как видно, данная норма не устанавливает никакого запрета на выплату пособия работающим гражданам. Установлено лишь основание для лишения таких граждан права на пособие. Такие последствия наступают, если в период работы на условиях неполного рабочего времени (обратите внимание: не в течение непосредственно рабочего времени, когда, очевидно, за ребенком присматривает кто-то другой, а в целом в течение периода осуществления трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени) фактический уход за ребенком осуществляет иное лицо. Истолковать данную норму как в принципе исключающую возможность трудиться в период получения пособия по уходу за ребенком невозможно хотя бы потому, что право лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, работать на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию напрямую прописано в ст. 256 Трудового кодекса. И менять данную норму не планируется. Факт осуществления ухода за ребенком одновременно несколькими лицами также не является основанием для лишения права на пособие. В силу ч. 4 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (это законоположение также не планируется подвергать корректировке). Таким образом, Минтруд России в предлагаемой норме говорит о случаях, когда получатель пособия из-за работы фактически лишается возможности осуществлять уход за ребенком и эту функцию выполняет иное лицо.

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2018 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что «большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности». В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

Читайте также:  Выплаты мужчине по первому браку

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта «пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют».

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

Источник статьи: http://www.garant.ru/news/1299754/

Отмена пособия в 50 рублей по уходу за ребенком до 3 лет с 2020 года – что важно знать?

С 1.01.2020 в стране появятся не только новые детские пособия. Некоторые из них будут отменены. 25 ноября 2019 года Президент РФ подписал указал об отмене одного из старейших детских пособий в России, которое просуществовало целых 26 лет. Это выплата в размере 50 рублей.

Отмена пособия в 50 рублей с 1 января 2020 года произойдёт не для всех. Те, кому эта выплата уже назначена, продолжат получать ее, пока ребенку не исполнится 3 лет. Расскажем подробнее про это пособие и его отмену, на какие выплаты может рассчитывать родитель ребенка от 1,5 до 3 лет.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

История пособия

25.11.2019 Президентом РФ был подписан указ Путина об отмене Указа Президента РФ от 30.05.1994 № 1110, согласно которому назначалась выплата 50 рублей по уходу за ребёнком до 3 лет.

Данное пособие на ребёнка появилось в 1994 году. Но тогда его размер был не 50 рублей. Изначально в документе говорилось про 50% от МРОТ. В 90-е МРОТ мог меняться несколько раз за год. В 1995 году его размер колебался от 34 000 рублей до 60 000 рублей. К 2000 году МРОТ подрос до 132 рублей. Пособие так и платили в зависимости от его значения. Затем власти активно взялись за увеличение МРОТ. Если бы пособие осталось на прежнем уровне, то нынешние работодатели платили бы из своих средств около 5,5 тыс. рублей (МРОТ в 2019 году 11 280 руб.). Такая выплата была бы не под силу большинству работодателей. Власти это отлично понимали, поэтому в 2006 году в документ внесли изменение. Там появилась сумма пособия – 50 рублей. Таким пособие просуществовало до 2020 года.

Указ Путина отменяет данное пособие с 2020 года. Т.е. с 1 января его перестанут назначать. Те, кто успел уйти в отпуск по уходу за ребёнком до 1.01.2020, будут получать 50 рублей как и раньше (до исполнения ребенком 3 лет, либо до окончания отпуска по уходу за ребенком). Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям 50 рублей в 2020 году ещё окончательно не перестанет существовать. Последние выплаты 50 рублей завершатся в 2022 году.

Так как пособие выплачивалось из средств работодателя, теперь организации смогут сэкономить до 1700 рублей за 3 года на 1 сотруднике, который ушёл в декрет. Конечно, это сумма небольшая, но лишней она точно не будет.

Читайте также:  Куда сдавать документы для пенсии по возрасту

Кто останется совсем без пособия

Вместе с тем, отдельные категории граждан остаются полностью без пособий на детей старше 1,5 лет. Отмена выплаты 50 рублей с 1.5 до 3 лет оставила их без каких-либо выплат. И таких людей будет много. Это:

  • мама (или папа) ребёнка в отпуске по уходу за первым или вторым ребёнком после 1,5 лет, если доход семьи на одного человека выше двухкратного прожиточного минимума региона (даже на 1 копейку). Конечно, часть семей, которые попадут под данную категорию, в пособиях не нуждаются. Но есть и те, у кого доход семьи может превышать критерий нуждаемости на несколько рублей. Таким семьям пособия на детей после 1,5 лет не предусмотрены.
  • многодетные родители. Если ещё на третьего ребёнка в отдельных регионах существует пособие (опять же для его получения необходимо иметь определённый уровень дохода), то на четвёртого, пятого и т.д. детей после 1,5 лет нет ничего (за исключением редких скромных региональных пособий).
  • бабушки и дедушки, которые ушли в отпуск по уходу за внуком, после 1,5 лет будут сидеть с ребёнком абсолютно бесплатно.

Какие пособия будут выплачивать после 1,5 лет

Несмотря на то, что работодателя освободили от уплаты пособия, никакой альтернативы предложено не было. Изменилась политика государства в этой сфере. Власти посчитали, что нет смысла платить пособие всем, но в небольшом размере. Они решили, что адресная помощь будет более эффективной. С 2020 года увеличивается период выплаты пособий в размере прожиточного минимума с 1,5 лет до 3 лет. Таким образом, некоторые семьи действительно будут получать существенную выплату, а не жалкие 50 рублей. Чтобы претендовать на пособие, необходимо, чтобы доход в семье на 1 человека был меньше 2-кратного прожиточного минимума в регионе.

С 2020 года получить пособие в размере регионального прожиточного минимума (при условии соответствующего дохода семьи) можно:

  • на первого ребёнка – в органах социальной защиты населения;
  • на второго ребёнка – в Пенсионном фонде (пособие выплачивается из средств материнского капитала, поэтому семьи, использовавшие данную выплату на иные цели, пособие оформить не смогут);
  • На третьего ребёнка – в органах социальной защиты население (пособие выплачиваться не во всех регионах страны).

Закон об отмене пособия до 3 лет с 1 января 2020 года среди граждан не вызвал негативных эмоций. Многие считали для себя такой размер пособия оскорбительным. Поэтому отмене даже рады. Основная же масса отнеслась к отмене выплаты 50 рублей нейтрально. Как правило, в семейных бюджетах это пособие большой роли не играло.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Источник статьи: http://zakon-navigator.ru/otmena-posobija-v-50-rublej-po-uhodu-za-rebenkom-do-3-let-s-2020-goda-chto-vazhno-znat/