Меню

Учебник по пенсиям 2015

Текст книги «Право социального обеспечения»

Автор книги: Владимир Галаганов

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 22 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Современное пенсионное обеспечение в России, будучи совокупностью различных общественных отношений, представляет собой также комплексное правовое образование. Правовые нормы, составляющие такой комплекс, регулируют три различные по характеру группы общественных отношений. В первую входят отношения по формированию соответствующих денежных средств, за счет которых выплачиваются пенсии и иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторую группу составляют отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, и есть пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения – процедурные и процессуальные отношения. Третья группа – это отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения, регулируемые административным правом.

Пенсионное право может рассматриваться как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный предмет правового регулирования – пенсионные отношения и обширный массив нормативных правовых предписаний. В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Иными словами, в данном случае речь идет об отраслевых правовых нормах в зависимости от вида пенсий.

В пенсионном законодательстве нет общего понятия пенсии, так как отсутствует кодифицированный акт, который регулировал бы все пенсионные отношения. Признаки пенсии выводятся из ее определений, которые содержатся в разных пенсионных актах. На основе анализа их норм можно выявить главные признаки. К ним относятся: наступление определенных жизненных обстоятельств – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительная профессиональная деятельность. Эти обстоятельства выступают в качестве юридического факта (в сложном составе – с другими фактами), с которым возникает (или может возникнуть) право на пенсию. Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка (трудового дохода) и рассчитывается на месяц. Исходя из названных признаков можно дать следующее общее определение пенсии.

Государственная пенсия – это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, а также иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством за счет специально предназначенных для этого средств финансовых источников.

Критерии выделения пенсий существуют разные. К таковым можно отнести: социальные риски, с которыми связывается право на пенсию; финансовые ресурсы, за счет которых производятся выплаты пенсий; наличие связи с трудом или ее отсутствие; категории лиц, которым назначаются пенсии; нормативные акты, на основании которых устанавливаются пенсии, и др.

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяются трудовые пенсии, входящие в систему пенсионного страхования, и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Все эти пенсии являются государственными, так как устанавливаются государством в законодательном порядке.

В Федеральных законах от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даны понятия вышеназванных видов пенсий.

С позиции требований юридической техники и логической структуры акта данная формулировка трудовой пенсии вызывает ряд вопросов принципиального характера. Во-первых, целевое предназначение трудовой пенсии заключается в материальном обеспечении работающих и иных категорий лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Это обеспечение им предоставляется с момента наступления жизненных обстоятельств; таковыми признаются старость, инвалидность, потеря кормильца, т. е. социальные страховые случаи (о них шла речь в главе I Общей части настоящего учебника). В данном случае речь идет о трудовой, т. е. страховой пенсии. Это означает, что все положения Закона об обязательном социальном страховании должны распространяться в полном объеме и на обеспечение трудовыми пенсиями застрахованных лиц и членов их семей (в случае смерти) по страховой пенсионной системе.

Во-вторых, использование термина «компенсация» в данном контексте вызывает возражения. Компенсация утраченного заработка – это всего лишь способ определения размера пенсии. Кроме этого, компенсация пенсии как один из способов повышения ее размера должна применяться в связи с увеличением стоимости жизни. Отсюда начисление компенсации должно осуществляться после того, как размер пенсии будет признан обеспечивающим удовлетворительное существование пенсионера.

В-третьих, связь данной пенсии с трудом очевидна. Следовательно, трудовая пенсия заработана трудом. Значит, речь должна идти о возмещении утраченного заработка застрахованным гражданам при наступлении перечисленных выше социальных страховых случаев.

В-четвертых, нет упоминания о лицах, которые добровольно вступили в отношения по обязательному пенсионному страхованию с целью получения в будущем соответствующей пенсии. Естественно, возникает вопрос: они обеспечиваются трудовыми пенсиями по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях? Если следовать буквальному толкованию содержания в вышеупомянутом определении трудовой пенсии, то получаем ответ: нет. Но это не совсем так. Нормы Закона 2001 г. о пенсионном страховании дают положительный ответ на этот вопрос.

В-пятых, в анализируемом понятии трудовой пенсии нет упоминания о финансовом источнике, за счет которого производятся эти пенсионные выплаты. Очевидно, что речь идет о средствах ПФР. Государство должно выступать полным гарантом сохранности и приумножения этих средств. Возникает закономерный вопрос: государство выступает таким гарантом или же несет неопределенную субсидиарную ответственность вместе со страховщиком, каковым является ПФР? Таким образом, законодательное определение трудовой пенсии не может признаваться корректным в правовом аспекте.

Исходя из этого трудовая пенсия может быть определена так: это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая за счет средств обязательного пенсионного страхования застрахованным гражданам, на которых такое страхование распространяется, при наступлении страховых пенсионных случаев (соответствующего пенсионного возраста, инвалидности, смерти кормильца).

Пенсии бюджетной пенсионной системы также делятся на виды: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии[138] 138
Помимо указанных пенсий в России есть и негосударственные пенсии. Они вводятся соответствующими НПФ. Средства НПФ образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Условия данного вида пенсионного обеспечения определяют сами стороны таких отношений. Их регулирование осуществляется на основе специального законодательства с учетом норм гражданского права.

Существует классификация пенсий по контингенту их получателей, например пенсии для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим и пр.

Читайте также:  Правительство хмао югры социальные выплаты

Пенсии классифицируются по нормативным актам, на основании которых они назначены. Например, есть пенсии по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях, по Закону 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и по Закону о пенсиях военнослужащих 1993 г. и т. д.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Право на получение двух пенсий специально оговорено в законодательстве. К этому кругу лиц относят, например, граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы; участников Великой Отечественной войны; родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др.

Таким образом, в настоящее время структура новой пенсионной системы состоит из двух подсистем. Первая из них – это обязательное пенсионное страхование. Отношения по обеспечению трудовыми пенсиями, условия и нормы их предоставления регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одновременно с этим актом необходимо применять нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В нем определены права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

Вторая система – это пенсии, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот закон регулирует условия и нормы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных пенсий, пенсий чернобыльцам, государственным служащим, военнослужащим и приравненным к ним гражданам.

Негосударственное и дополнительное пенсионное страхование и обеспечение и отношения, связанные с ними, как отмечалось выше, регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Такая возможность установления региональных пенсионных выплат предусмотрена Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На практике собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям. Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником этих средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня прожиточного минимума субъекта Российской Федерации и т. п.).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные положения пенсионной реформы в России?

2. Назовите две пенсионные системы, которые имеются в стране, и укажите критерии, с помощью которых можно определить виды пенсий.

3. По каким признакам разграничивают государственные и негосударственные пенсии?

Глава 9. Трудовые пенсии по старости

К характерным признакам трудовой пенсий по старости, отличающим ее от других видов пенсий, можно отнести: ее денежную форму; регулярность выплаты (ежемесячно); назначение при достижении гражданином законом установленного возраста; пожизненный характер выплаты; назначение независимо от состояния фактической трудоспособности гражданина; наличие страхового стажа определенной законом продолжительности; законодательное установление условий и норм ее предоставления; компенсация заработной платы или иного дохода граждан.

Последний признак трудовой пенсии по старости вызывает возражения. Об этом говорилось в предыдущей главе настоящего учебника. Кроме того, указание на компенсационный характер трудовой пенсии ставит под сомнение возможность ее выплаты в будущем пенсионерам, продолжающим работу. В условиях низкой оплаты труда в стране, от которой зависят суммы уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а вследствие этого недостаточный уровень трудовых пенсий (у большинства их получателей он не дотягивает до прожиточного минимума), трудно согласиться с таким подходом законодателя. Хотя и по своей природе трудовая пенсия должна быть страховой пенсией, так как в основу своего будущего пенсионного обеспечения работник вносит обязательные страховые взносы в ПФР с тех заработков (трудовых доходов), которые определены в законодательстве. Аналогичная обязанность по внесению страховых платежей из фонда оплаты труда (начисленной заработной платы по всем основаниям) возложена и на работодателей (работодателя независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих труд граждан (наемных работников). Как известно, в страховую пенсионную систему включались фиксированные платежи лиц, добровольно вступивших в нее, стоимость страхового года.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части (СЧ); накопительной части (НЧ).

Усложненность нового законодательства привела к тому, что в ходе назначения трудовой пенсии по старости в целом или ее частей необходимо применять не только нормы Закона о трудовых пенсиях, но и соответствующие нормы Закона о пенсионном страховании и другие нормативные правовые акты.

Сразу отметим обстоятельства, влияющие на назначение и выплату НЧ трудовой пенсии по старости. Во-первых, она будет выплачиваться при наличии накоплений у тех лиц, за которых уплачивалась часть страховых взносов на финансирование НЧ трудовой пенсии по старости. Они фиксируются в специальной части индивидуального счета каждого застрахованного лица в ПФР. Во-вторых, такие счета заводятся только в отношении застрахованных граждан 1967 г. рождения и моложе. Лица, которые старше этого возраста, права на получение НЧ трудовой пенсии по старости не имеют. В-третьих, НЧ выплачивается только при назначении трудовой пенсии.

К условиям установления трудовой пенсии по старости относят: пенсионный возраст, минимальный страховой стаж, наличие страховых взносов лица на его индивидуальном счете в ПФР.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа независимо от пола обращающегося за пенсией.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле

где П – сумма трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

Однако СЧ трудовой пенсии по старости сразу определить нельзя. Нужно выполнить в обратном порядке ряд последовательных действий в соответствии с формулами, установленными Законом о трудовых пенсиях:

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости (п.1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях);

Читайте также:  Как посчитать положены ли путинские выплаты 2020

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала на день назначения пенсии (ст. 29.1 Закона о трудовых пенсиях);

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, который определен в 19 лет, или 228 месяцев (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях);

Б – фиксированный базовый размер страховой части пенсии, который зависит: а) от возраста застрахованного лица; б) наличия у него инвалидности 1 группы; в) числа нетрудоспособных иждивенцев; г) места проживания (в районах Крайнего Севера или в приравненных к таким районам местностях); д) продолжительности страхового стажа, начиная с 1 января 2015 г. (п. 2–22 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

В свою очередь расчетный пенсионный капитал определяется так:

где ПК1 – расчетный капитал по состоянию на 1 января 2002 г., определяемый на основе конвертации пенсионных прав застрахованного лица (ст. 29.1 Закона о трудовых пенсиях);

СВ – сумма валоризации (10 % величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1 % величины ПК за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., но не менее 10 % (ст. 30, 30.1, 30.2 Закона о трудовых пенсиях);

ПК2 – сумма страховых взносов, которая поступила в ПФР после 1 января 2002 г. (ст. ст. 10, 22 Закона о пенсионном страховании).

Затем необходимо выяснить ПК1. Для этого следует провести оценку пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по следующей формуле:

ПК1 = (РП – 450 руб.) × Т,

где РП – расчетный размер трудовой пенсии (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях);

450 руб. – размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный на 1 января 2002 г. (п. 1 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Теперь необходимо провести исчисление РП по одному из трех вариантов, которые представлены в Законе о трудовых пенсиях. Лицо, обратившееся за назначением трудовой пенсии, само выбирает вариант исчисления.

Вариант 1 исчисления размера трудовой пенсии определяется по формуле (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях)

РП = СК × ЗР/ЗП × СЗП,

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

СК – стажевый коэффициент;

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР либо за 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых работодателем;

ЗП – среднемесячная заработная плата по стране за этот же период;

СЗП – среднемесячная заработная плата в стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г., которая составила 1671 руб.

При этом соотношение ЗР/ЗП не может превышать 1,2, а для отдельных регионов страны такое соотношение может быть 1,4, 1.7, 1.9.

Вариант 2 исчисления размера трудовой пенсии определяется иначе (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях):

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР либо за 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых работодателем;

СК – стажевый коэффициент.

Вариант 3 исчисления размера трудовой пенсии может быть выгоден тем пенсионерам, которым она была установлена до 1 января 2002 г. (п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в России с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии, расчетный пенсионный капитал повышаются или индексируются, в том числе в зависимости от роста стоимости жизни в стране (в соответствии с коэффициентами повышения или индексации, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле (п. 23 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях)

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете НЧ трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается НЧ трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера НЧ. С 1 января 2013 г. показатель Т ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии (п. 4 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях).

9.2. Дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, ее государственная поддержка

Принудительное введение накопительной пенсии (НЧ трудовой пенсии) в рамках пенсионной страховой системы не оправдало ожиданий ни общества, ни государства.

Чтобы исправить сложившуюся неблагополучную ситуацию в деле пенсионных накоплений, принимается Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В законе четко определена цель – стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Отныне с 1 октября 2008 г. круг лиц, имеющих право на формирование НЧ трудовой пенсии, пополнился за счет включения в него добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан вне зависимости от возраста, места работы и других каких-либо ранее существовавших ограничений. Как отмечалось выше, до этой даты право на формирование НЧ трудовой пенсии имели работающие лица 1967 г. рождения и моложе. Таким образом, право на формирование НЧ трудовой пенсии получили как работающие, так и не работающие граждане.

Следовательно, в настоящее время насчитывается пять категорий лиц, которые могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по следующим основаниям:

♦ российские граждане, работающие за пределами территории России, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;

♦ застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и НЧ трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа;

♦ физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии (в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

Читайте также:  Кому выплачиваются базовая пенсия

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование. Если вышеуказанные лица имеют право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким вышеприведенным основаниям, то они вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

Главное, что должен выполнить гражданин, желающий формировать себе НЧ трудовой пенсии по Закону от 30 апреля 2008 г., – это добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подтвердив и оформив надлежащим образом свою волю письменным заявлением[139] 139
Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждаются ПФР.

[Закрыть] . В этом заявлении им указываются следующие данные о себе:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета. (Он заводится в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Если такового нет, то он открывается территориальным органом ПФР.);

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительства гражданина.

Это заявление гражданин может подать лично в территориальный орган ПФР по месту своего жительства или, если работает, через своего работодателя. Однако, судя по предписаниям ст. 4 и других статей Закона от 30 апреля 2008 г., работодатели не обязаны это делать. Иными словами, законодатель не возлагает в данном случае обязательств на работодателей выступать страхователями своих работников.

Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер по своему усмотрению.

Пенсионные накопления таких лиц, согласно Закону от 30 апреля 2008 г., могут складываться из следующих трех источников:

♦ дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии (индивидуального возмездного платежа), уплачиваемого за счет собственных средств застрахованного лица, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого работодателем либо уплачиваемого застрахованным лицом самостоятельно;

♦ взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемого за счет средств Фонда национального благосостояния (образованного в составе федерального бюджета) и передаваемого в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии (это так называемая государственная поддержка формирования пенсионных накоплений);

♦ взноса работодателя – средств работодателя, которые уплачиваются им в пользу застрахованного лица.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав его пенсионных накоплений.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии застрахованное лицо определяет самостоятельно.

Если лицо желает вносить дополнительные взносы на НЧ трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, то он указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого взноса. Размер взноса определяется застрахованным лицом в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.

Наряду с уплачиваемым дополнительным страховым взносом застрахованных лиц (уплачиваемых через работодателя или самостоятельно) работодатель может принять решение об уплате взносов работодателя в пользу своих работников. Такое решение оформляется работодателем отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Размер таких взносов работодателем рассчитывается (определяется) ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица (в пользу которого уплачиваются эти взносы)[140] 140
Регламентация вопросов, связанных с такими платежами, установлена федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об электронной цифровой подписи» и соответствующими подзаконными актами Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, ПФР, Минфина России и др.

Средствами пенсионных накоплений застрахованные лица распоряжаются самостоятельно – они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести их в НПФ в порядке, определенном федеральными законами «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах».

Как отмечалось ранее, государство с целью стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов гражданами на НЧ трудовой пенсии оказывает помощь в формировании пенсионных накоплений (господдержка накоплений).

Право на получение такой поддержки имеют лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. Такая господдержка осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии. (Эти положения Закона от 30 апреля 2008 г. вступают в силу с 1 января 2009 г.)

Право на получение господдержки накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Господдержка накоплений указанным гражданам осуществляется в виде взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Размер такого взноса разный. Он определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – мужчины, 55 лет – женщины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может быть более 48 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФР с учетом условий предоставления государственной помощи в формировании пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В полном объеме Закон от 30 апреля 2008 г. вступил в силу 1 января 2009 г. Последующая практика его применения покажет, насколько дополнительное стимулирование накопительной части трудовой пенсии, осуществляемое государством в рамках пенсионной страховой системы, окажется положительным.

Источник статьи: http://iknigi.net/avtor-vladimir-galaganov/104586-pravo-socialnogo-obespecheniya-vladimir-galaganov/read/page-22.html