Меню

Учебник по псо пенсии

Право социального обеспечения

Миронова Т.К. Право социального обеспечения. 2015.

Право социального обеспечения – активно развивающаяся отрасль российского права, которая характеризуется не вполне сформировавшейся Общей частью и чрезвычайно динамичной Особенной частью. Несмотря на продолжающееся формирование Общей части, существующая учебная и учебно-методическая литература дает обучающимся основные представления в области отраслевых теоретических знаний.

Наибольшие трудности в изучении отрасли вызывает Особенная часть в связи с частными изменениями в законодательстве, которое включает значительное число законов. Их количество постоянно увеличивается, содержание усложняется. Именно законы формируют и закрепляют наиболее важные права человека в области социального обеспечения. В связи с этим основное внимание в пособии уделено базовым законоположениям, которые определяют ключевые параметры отечественной системы социального обеспечения и главные подходы к регламентации соответствующих отношений.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Право социального обеспечения». В нем рассматриваются на основе современного законодательства важнейшие вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, предоставления им медицинской помощи и социального обслуживания.

Для облегчения восприятия нормативно-правового содержания текста часть материала представлена в виде небольших таблиц.

Учебное пособие содержит контрольные вопросы и задания в конце каждой главы. В Приложении представлены тестовые контрольные задания по всему объему Особенной части отрасли.

В конце учебного пособия приводится список рекомендуемой литературы (учебной и дополнительной для самостоятельного изучения); перечень постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам социального обеспечения; перечень нормативных правовых актов, которые объединены в тематические блоки (пенсионное обеспечение; пособия и иные денежные выплаты; возмещение вреда от несчастных случаев на производстве; медицинская помощь; социальное обслуживание).

Целью освоения учебной дисциплины «Право социального обеспечения» является подготовка юриста, способного к творческому осмыслению и практическому применению полученных знаний в его профессиональной деятельности. Главная цель учебного пособия – помочь обучающимся овладеть основными отраслевыми знаниями, научить их ориентироваться в огромном и постоянно развивающемся массиве законов и иных нормативных правовых актов в области социального обеспечения.

Источник статьи: http://be5.biz/pravo/s004/index.html

Право социального обеспечения

Раздел I. Общая часть

Раздел II. Особенная часть

Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. 2008.

Настоящий практикум включает теоретические и практические вопросы права социального обеспечения. Методические указания к каждой теме содержат формулировки основных теоретических понятий, условия, определяющие право на конкретные виды пенсий, пособий, услуг. Практикум подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения и адресован бакалаврам и магистрам, получающим подготовку по специальности и направлению «Юриспруденция».

При изучении теоретических разделов Общей части на практических занятиях проводится анализ дискуссионных проблем, готовятся научные доклады и рефераты по наиболее важным и спорным вопросам.

Разделы Особенной части имеют целью не только изучение теоретических положений, но и обучение навыкам применения правовых норм к конкретным жизненным ситуациям. В каждом разделе, помимо специальной литературы, указаны важнейшие нормативные акты. При решении казусов студенты должны учитывать последние изменения действующих нормативных актов. Выбор задач и их количество осуществляется преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия с учетом количества часов, утвержденного кафедрой для каждой темы.

Читайте также:  Какие выплаты повысились с 1 января 2021 года

К каждой главе практикума приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.

Список рекомендуемой литературы шире, чем предусмотрено учебной программой, разбивка литературы на обязательную и дополнительную не приводится. Рекомендации по изучению специальной литературы по каждой теме даются преподавателем.

В этом издании практикума указан перечень основных нормативных правовых актов, действующих по состоянию на 1 августа 2008 г., что не исключает использование при решении задач других нормативных актов. Их тексты студенты могут найти самостоятельно в официальных изданиях, а также в компьютерной базе данных «Консультант Плюс» и других компьютерных базах по праву. Дополнительная информация может быть получена в комментариях к законодательству.

Источник статьи: http://be5.biz/pravo/s014/index.html

Право социального обеспечения России

Раздел I. Трудовой стаж

Раздел II. Пенсионное обеспечение

Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей

Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь

Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения

Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. 2002.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социального обеспечения был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория — «фонды для нетрудоспособных». Однако в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и социального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных централизованных союзных фондов — социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.

Читайте также:  Фиксированная часть пенсии базовая что это

Отличительная черта союзной системы социального обеспечения состояла также в том, что государство не ставило уровень социального обеспечения в зависимость от какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе «черту бедности», что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.

Жесткое государственное нормирование всех видов социального обеспечения по принципу «разумной достаточности», определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по «остаточному принципу», замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социального обеспечения, стала неуклонно снижаться.

Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей — иллюзию обеспеченной старости и «уверенности в завтрашнем дне».

Именно эта черта советского социального обеспечения послужила основанием для теоретического постулата — об алиментарном характере общественных отношений по социальному обеспечению. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали социальную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность.

Предлагаемый учебник является первым изданием, подготовленным в новой экономической, политической и социальной ситуации в России, когда общественные ожидания людей адресованы уже не государству «развитого социализма», а государству, взявшему курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно, и к концептуально иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гарантирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

Читайте также:  Порядок получения пенсии военнослужащим

Авторы учебника предприняли попытку переосмыслить ряд принципиальных положений, ранее сформулированных в теории советского права социального обеспечения, попытались найти убедительные аргументы для обоснования новых теоретических позиций, позволяющих с учетом международно-правового и зарубежного опыта выявить экономическую и правовую природу такого феномена гражданского общества, как социальное обеспечение, проследив основные исторические этапы его развития.

На основе анализа новейшего российского законодательства о социальном обеспечении в учебнике рассматривается проблема формирования федеральной системы социального обеспечения России, важнейшим элементом которой является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловлен другим глобальным процессом — возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено также возрождением страховых начал в социальном обеспечении трудящихся. С принятием в середине 1999 г. Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» четко обозначились виды обязательного социального страхования, которые в ближайшем будущем станут элементами обособленной страховой подсистемы социального обеспечения в России.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, нормы права социального обеспечения будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке в силу многих обстоятельств, не зависящих от самого человека. В связи с этим каждому, а юристу тем более, необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Авторы учебника надеются, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

К каждой главе учебника приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.

В конце Общей части и к разделам Особенной части дается перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения. К ним относятся международные акты, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, приводятся отдельные нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты располагаются в хронологическом порядке, с обозначением официального места их опубликования, поэтому при желании каждый может ознакомиться с содержанием соответствующего акта.

Второе издание учебника исправлено и переработано. Ссылки на нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2001 г.

Источник статьи: http://be5.biz/pravo/s013/index.html