Меню

Учитывается ли заработок при назначении пенсии

Учитывается ли заработок при назначении пенсии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

За какой период учитывается заработок при назначении пенсии по старости? Как правильно выбрать период заработка, учитываемого для назначения пенсии? Каким документом работодатель должен подтвердить заработок для назначения пенсии?

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ).
Основное нововведение Закона N 400-ФЗ — формирование, а также учет пенсионных прав в баллах. Однако подсчет в баллах возможен только с 2015 года. Определение количества баллов для части пенсии, которая была заработана до 2015 года, возможно путем расчета пенсии по старой формуле (в рублях) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ), после чего необходимо перевести полученную сумму в баллы путем деления на стоимость одного пенсионного балла (64,1 руб.).
Следовательно, в настоящее время при подсчете части пенсии, заработанной до 2015 года, применяются нормы Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с Законом N 173-ФЗ размер трудовой пенсии зависит от: среднего заработка; общего трудового стажа; сумм страховых взносов.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, сведения о среднемесячном заработке застрахованного лица для назначения пенсии могут быть представлены либо за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Чтобы определить, за какой период работы выгоднее взять заработок для расчета пенсии, необходимо среднемесячный заработок сотрудника за любые 60 месяцев подряд разделить на среднемесячный заработок в РФ за тот же период, полученный показатель будет являться отношением среднемесячной з/п застрахованного лица к среднемесячной з/п по стране и должен стремиться к большей величине 1,2. При определении размера среднемесячной заработной платы в РФ используются данные Росстата (с ними можно ознакомиться в сети Интернет, пройдя по ссылке: www.pfr.kirov.ru/html/pensia_srednemesyac_zarplata).
Более подробно порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица действующим пенсионным законодательством не урегулирован. Тем не менее должностные лица территориальных органов Пенсионного фонда РФ разъясняют, что из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним*(1). Однако неполные месяцы подлежат замене только при выборе варианта определения заработка за 60 месяцев. Кроме того, при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа. Месяцы, в которые гражданин по тем или иным причинам не работал (независимо от продолжительности такого перерыва в работе), просто пропускаются. К примеру, можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва (при их суммировании получится заработок за 60 месяцев).
Форма документа, содержащего сведения о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, действующим законодательством не установлена. Поэтому полагаем, что такой документ составляется работодателем в виде справки произвольной формы с соблюдением требований п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (смотрите, например, образец 4 в журнале «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2016 года — «Оформляем выход на пенсию»).
Необходимо отметить, что при подготовке справок о заработной плате, выдаваемых работникам для представления в территориальные органы ПФР, на наш взгляд, следует использовать информацию, содержащуюся в документах бухгалтерского учета (первичных и сводных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета), позволяющих достоверно установить индивидуальный размер заработной платы за тот или иной период работы у данного работодателя (лицевые счета, платежно-расчетные ведомости и т.д.).

Читайте также:  Военная пенсия декабрь 2020 когда перечислят

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подобное положение было предусмотрено ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», к которой отсылал п. 9 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в редакции до 1 января 2010 г. После этой даты действующее пенсионное законодательство не регулирует в общем порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/work_law/1417426/

Как формируется и рассчитывается будущая пенсия

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

  • достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
  • для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, — возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ . Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021 года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 — 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

  • наличие страхового стажа не менее15 лет(с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов –не менее 30(с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
  • Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

    Читайте также:  Прокуратура стимулирующие выплаты медицинским работникам

    За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.

    Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10.

    Источник статьи: http://pfr.gov.ru/grazhdanam/pensions/kak_form_bud_pens/

    Как поступать, чтобы ПФ учитывал для расчета пенсии весь стаж и максимальный заработок

    Краткое содержание:

    Все предыдущие статьи о пенсиях были посвящены их расчету в соответствии с пенсионным законодательством в различные периоды жизни современных пенсионеров. Они вызвали очень большой отклик у читателей и моих подписчиков, которые задают много вопросов и просят проверить правильность расчетов и позицию ПФР. Поэтому сегодня я хочу начать описывать алгоритм действий для тех, кто считает, что ПФР обошёлся с ними некорректно, рассчитав пенсию меньше, чем та, на которую он мог рассчитывать.

    Начнём с заработка до 2002 года.

    Работники ПФР «забывают» о таком нюансе, что справку о заработке до 2002 года можно предоставить не только за 5 лет, которые наиболее выгодны будущему или уже состоявшемуся пенсионеру. Читаем 173 ФЗ дословно:

    ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

    Из текста закона четко видно, что требование обязательно предоставить справку за 5 лет непрерывного стажа имеет под собой основание, но не является обязательным документом, который должен предоставить человек, обращающийся за назначением пенсии.

    Обращаю особое внимание на тот факт, что всё, что платилось за Вас в 2000 и 2001 годах, уже есть в базе данных ПФР. Исходя из уплаченных в те годы за Вас страховых взносов, работники ПФР обязаны рассчитать заработок за этот период, а Вы имеете право проверить правильность их расчетов. Сведения, имеющиеся в базе данных ПФР, Вы можете получить в любой момент с паспортом и свидетельством СНИЛС, обратившись в отдел персонифицированного учета Вашего отделения ПФР. Поэтому, если получение справки за пять лет подряд для Вас является проблемой из-за ликвидации предприятия, несданных этим предприятием документов в архив или по какой-либо другой причине, запрашивайте сумму, отраженную в виде страховых взносов в 2000 и 2001 году на Вашем лицевом счете. Причем есть большая вероятность, что этот период окажется для Вас более выгоден для определения величины среднего заработка.

    Для того, чтобы определить непосредственно величину заработка, вспоминаем: в те годы в ПФ отчислялись 28% от начисленного заработка. То есть величина взносов делится на 28, умножается на 100. Получается заработок. За каждый месяц он может быть разным, поэтому все зарплаты помесячно суммируются, а потом делятся на то количество месяцев, за которые они получены. Для получения соотношения ЗР/ЗП в этот период берётся величина 1495,50 — средний заработок по стране в 2000-2001 годах.

    Личный пример: я работала в районе Крайнего Севера. Понятно, что мой заработок в любом случае был выше, чем в 1,2 раза (а точно — 3,2) средней зарплаты по стране в те годы. Но по данным лицевого счета за 2000-2001 год, когда я работала уже в районе с обычными климатическими условиями мой заработок был уже в 8 раз выше среднего по стране за те годы. Конечно, мне, как и всем нормальным людям обидно, что это соотношение ограничено размером 1,2. Но так написан закон, и так он должен исполняться.

    Выбор периода определения Вашего заработка одинаков при расчете величины РП по любому из пунктов 30 статьи 173 ФЗ, то есть и по 3, и по 4, и по 9 пункту выбирается наиболее выгодный для пенсионера заработок.

    Читайте также:  Размер пенсии по вредности 2020

    Подтверждаем стаж до 2002 г.

    Тема достаточно сложная и обширная, поэтому я разобью её на несколько частей, чтобы легче было воспринимать информацию и «примерять её на себя.»

    Первая группа, стажа которой до 2002 года я бы хотела коснуться, это индивидуальные предприниматели. Отказы работников ПФР принимать в стаж эти годы обоснованы лишь одним: Вы не уплатили взносы за эти годы.

    Таким бывшим предпринимателям я могу такой совет: нужно посетить отделение ПФР в то местности, где Вы вели предпринимательскую деятельность, которую Вам отказываются засчитать в стаж. Там получить расчет неуплаченных за те годы страховых взносов, которые числятся у них как задолженность по взносам. В сегодняшних деньгах обычно это крайне небольшая сумма. Взять платежные реквизиты этого отделения ПФР, сходить в любой банк и сделать эти платежи по указанным реквизитам, причем желательно по годам. После этого с квитанциями снова сходить в отделение ПФР и получить справку, что за такой-то период страховые взносы Вами уплачены в полном объеме. Всё, эти года однозначно будут зачтены Вам в стаж до 2002 года. Я сама сделала так для себя и своего супруга в 2015 году. Результат — годы в стаже.

    Общее подтверждение стажа до 2002 ГОДА.

    В первую очередь, каждый, кто имеет стаж до 2002 года, должен уложить в своём сознании, что основным документом, подтверждающим стаж в эти годы, является ТРУДОВАЯ КНИЖКА. Не справки предприятий, ни какие-то сведения откуда-то, а именно трудовая книжка. Это зафиксировано в Трудовом Кодексе, в статье 66 и звучит однозначно:

    Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

    Очень часто работники ПФР придираются к правильности ведения этого документа, регламентированной инструкций № 162 от 20.06.1974 года. Более поздние документы на эту же тему рассматривать смысла нет, так как они вступили в силу примерно с 2003 года.

    То, что какой-то период стажа из-за не соответствующей этой инструкции записи не включен в стаж для расчета пенсии, часто можно узнать совершенно случайно, как это произошло, например, со мной. Когда я в очередной раз «терроризировала» начальника нашего Липецкого отделения ПФР по поводу расчета моей пенсии, он вызвал в качестве «тяжелой артиллерии» начальника отдела начисления пенсий, которая в запальчивости проговорилась, что почти три года они не учли из-за якобы неправильной записи.

    Моя личная ситуация заключалась в следующем: в те годы я работала директором Индивидуального Частного предприятия с одним учредителем (читай, хозяином). По законам того времени для регистрации такого предприятия в регистрирующий орган подавались следующие документы: Устав предприятия и Решение Учредителя об организации предприятия. Причем в Решении учредителя (так же, как и в Протоколе собрания учредителей, если это было ООО) обязательно должно быть указано, кто назначается директором, который впоследствии будет иметь право нанимать работников, вести хозяйственную деятельность и отчитываться перед Учредителем (ями) и налоговыми органами. Сами понимаете, что в трудовой книжке запись о приеме на работу была сделана соответствующая, и основанием для неё было «Решение учредителя от такого-то числа». Именно слово Решение, а не Приказ и послужило основанием для работничков ПФР не включить в мой стаж почти три года. Я подала иск в суд, где в качестве доказательств привела порядок регистрации юридических лиц до 01.07.2002 года, и представила выписку из ЕГРЮЛ о своём бывшем предприятии, в которой было указано, что директором предприятия была именно я. Таким образом я и отвоевала свой стаж.

    Вывод: анализируйте соответствие зачтенного стажа записям в трудовой книжке. Проверяйте, все ли периоды отражены в Вашей выписке из лицевого счета или справке о стаже.

    Другие неприятные и иногда довольно сложные ситуации, которые приводят к тому, что человек теряет часть стажа, мы рассмотрим в следующей статье. И, естественно, определимся, какие действия нужно будет предпринять, чтобы отстоять эти потерянные месяцы и годы.

    Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771034575/