Меню

Уровень военных пенсий по годам

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Обзор экономических факторов , определяющих динамику изменения пенсий лиц ,проходивших военную службу. Пенсионеры – это самое дорогое, что есть у государства.

Общая проблема всех развитых стран не обошла стороной и Россию: пожилых людей у нас год от года становится все больше В связи с этим особую актуальность в средствах массовой информации и на уровне государственного управления приобретают проблемы уровня жизни пенсионеров и факторы , определяющие его динамику .

Среди показателей уровня жизни важнейшими факторами являются показатель уровня денежных доходов и цена совокупности предметов потребления –« потребительской корзины »

В соответствии с . федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» денежный доход пенсионера составляет ежемесячная государственная денежная выплата в форме пенсии .

Что же касается цены « потребительской корзины» ,то как правило, с течением времени она возрастает.

Процесс роста уровня цен и, как следствие снижение покупательной способности денег, определяется в экономике как инфляция.. Инфляция – обесценивание денег и удорожание жизни, когда за одну и ту же сумму денег вы, через некоторое время, сможете приобрести меньшее количество товаров и услуг.

Чтобы говорить на одном языке, определим значение юридических терминов, используемых в интересующих нас статьях (43,49) Закона №4468-1. «О Пенсионном обеспечении лиц ,проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» Дальше : закон №4468-1

Денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии (обозначим его как ДДИП) –

определено в первой части статьи 43 закона №4468-1:

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

На формальном математическом языке это определение можно представить в виде :

ДДИП=ОВЗ+ОВД+ ПНВЛ ,где

ОВЗ — оклад по воинскому званию;

ОВД- оклад по воинской должности ;

ПНВЛ — процентная надбавка за выслугу лет.

Тот факт ,что понятие ,а следовательно и соответствующий юридический термин «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» ,имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам подтверждено Конституционным судом РФ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 429-О).

Денежное довольствие ,учитываемое при исчислении пенсии является величиной дискретно зависимой от даты. То есть, с некоторой даты оно принимает определенное новое значение. Поэтому будем обозначать его при необходимости с нижним индексом, обозначающим дату.

Например, ДДИП , определенное на 01.01.2012г.

Словосочетание «Указанное денежное довольствие » ( обозначим ,как УДД) используется во второй части статьи43: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…»

Это словосочетание не обозначает нового понятия и поэтому не является юридическим термином. Языковая единица « Указанное » является элементом юридической техники –«отсылочной нормы.» Отсюда следует ,что « указанное денежное довольствие » эквивалентно понятию Денежное довольствие ,учитываемое при исчислении пенсии.

Размер ,в котором в соответствии со второй частью статьи 43 закона №4468-1 учитывается при исчислении пенсии указанное денежное довольствие ( « денежное довольствие для исчисления пенсии -ДДИП») В соответствии со ст.43,указанный размер измеряется в процентах от ДДИП. При практическом исчислении пенсии ,указанный размер , выражается десятичной дробью в виде понижающего коэффициента ( ПК ) Понижающий коэффициент также является величиной дискретно зависимой от даты.

Например, понижающий коэффициент, определенный на 01.01.2012г., будет:

Пенсия – ежемесячная денежная выплата вместо Денежного довольствия при выходе на пенсию

где СК — стажевый коэффициент ,определяемый в соответствии со статьей 14 Закона №4468-1

для каждого пенсионера по персональным данным по выслуге лет

где ВЛ- Целочисленное годовое значение выслуги лет в льготном исчислении

Правовые акты, определяющие ежегодное повышение пенсий.

Ежегодное повышение пенсий определяется статьей 49. Закона №4468-1.

В соответствии с указанной статьей, начиная с 2013г., пенсии должны повышаться дважды

— С 1 января каждого года за счет повышения понижающего коэффициента (ПК) не менее чем на 2%. Конкретный процент повышения ПК определяется ФЗ о федеральном бюджете на текущий год. Необходимо отметить, что в ст.43 содержится неопределенность. По смыслу статьи, 2% должны вычисляться от ДДИП.

До настоящего времени применимость той или иной формулы остается не определенной, в связи с тем, что до настоящего времени она практически не применялась.

— С даты повышения денежного содержания военнослужащих в соответствии с ФЗ №306-ФЗ

Конкретный процент повышения денежного содержания определяется ФЗ О бюджете на текущий год. Алгоритм увеличения пенсии по этому основанию

Где Уринф— уровень инфляции выраженный десятичной дробью ,на который проводится индексация денежного содержания военнослужащих в текущем году..

Повышение пенсии при отсутствии индексации

денежного содержания военнослужащих.

На тот случай, когда денежное содержание в/с не индексируется, Президент в своем указе №604 указал Правительству проводить увеличение пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, за счет увеличения ПК.

Таким образом напрашивается вывод, что, если денежное содержание в/с индексируется, то повышение пенсий производится по ст. 49 закона. В противном случае – по указу Президента №604.

Одновременное применение ст.49 Закона4468-1 и указа №604 не предполагается. Правительством принято решение индексацию денежного содержания в/с в 2013-2017 годах не производить. В связи с этим повышение пенсий в 2013- 2015г.г. проводилось по указу Президента

yринф- уровень инфляции, выраженный десятичной дробью.

Повышение пенсии по годам.

Фактически в 2012 г после применения с 1 января нового денежного содержания ,пенсии . не индексировались.

Денежное довольствие военнослужащих в 2013г. не индексировалось . Следовательно индексация пенсий проводится в соответствии с указом Президента..

Уровень инфляции на 2013г. определен в 5,5%. В соответствии с пунктом г) Указа № 604, индексация проводилась за счет увеличения ПК на 7,5%. Пенсия повышалась два раза в год.

С 1 января 2013г. на 3,7%

Значение ПК на 1 января 2013года равно ПК01.012013=0,56

С 1 октября 2013 г. на 7,5% относительно пенсии 01.10 2012г.

=0,5805 ДДИП01.01.2012 СК=0,5805*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 октября 2013глда равно ПК01102013=0,5805

Аналогично проводятся расчеты и для 2014 года.

Денежное довольствие военнослужащих в 2014г.. не индексируется

Следовательно индексация пенсий проводится в соответствии с указом Президента..

Уровень инфляции на 2014г. определен законом о федеральном бюджете в размере. 5,0%. Следовательно, индексация должна проводиться в соответствии с указом Президента за счет увеличения ПК на 7,0%. Пенсия повышалась два раза в год.

С 1 января 2014г. на 3,44%

=0,6005 ДДИП01.01.2012 СК=0,6005*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 января 2014г. равно ПК01012014=0,6005

С 1 октября 2014 г. на 7,0% относительно пенсии 01.10 2013г.

=0,6212 ДДИП01.01.2012 СК=0,6212*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 октября 2014г. будет равно ПК01102014=0,6212

Уровень инфляции на 2015 год определен законом о федеральном бюджете в размере 5,5%

Денежное довольствие военнослужащих в 2015г.. не индексируется.

Следовательно индексация пенсий должна проводиться в соответствии с указом Президента за счет увеличения ПК на 7,5%.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ приостанавливается действие второй части статьи 43 Закона №4468-1 и закрепляются дата и размер коэффициента индексации Индексация пенсий проводится с 1 октября 2015г. на коэффициент 1,075 ( на 7,5% )

=0,6678 ДДИП01.01.2012 СК=0,6678*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 октября 2015г. равно ПК01102015=0,6678

Федеральным законом Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ приостанавливается действие второй части статьи 43 Закона №4468-1 и закрепляются дата и размер коэффициента индексации Индексация пенсий проводится с 1 февраля 2016г. на коэффициент 1,04 ( на 4% )

=0,6945 ДДИП01.01.2012 СК=0,6945*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 февраля 2016г. равно ПК0102.2016=0,6945

Федеральным законом Российской Федерации от 19 декабря 2016г. № 430-ФЗ приостанавливается действие второй части статьи 43 Закона №4468-1 и закрепляются дата и размер коэффициента индексации Индексация пенсий проводится с 1 февраля 2017г. на коэффициент 1,04 ( на 4% )

=0,7223 ДДИП01.01.2012 СК=0,7223*(ОВД 01012012+ОВЗ01012012+ПНВЛ01012012 )*СК

Значение ПК на 1 февраля 2017г. равно ПК0102.2017=0,7223

Расчетные данные по увеличению пенсий за период с 1 января 2012г. по 1 февраля 2017г в отношении к размеру пенсий 2012г. приведены в таблице №1

Таким образом за период с 1 января 2012г. по февраль 2017 г. один из важнейших показателей уровня жизни пенсионера – размер денежных доходов в виде пенсии увеличился в номинальном выражении в 1,337 раза или в процентном выражениина 33,7%

Однако , как отмечалось выше ,среди показателей уровня жизни не менее важным фактором является цена совокупности предметов потребления –« потребительской корзины.» Процесс повышения общего уровня цен, приводящий в итоге к снижению покупательной способности денег. определяется в экономике как инфляция. В связи с этим вполне естественно подвергнуть ,связанную с ценами покупательную способность пенсий , эконометрическому анализу.

При анализе экономических процессов, проходящих во времени ,уровень цен выражается в виде индекса роста потребительских цен

В таблице №2 приведены значения индекса роста потребительских цен (Ij)относительно января 2012 года ,рассчитанные на основе данных по уровню инфляции ,публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

Из таблицы видно ,что за период с 1 января 2012г. по февраль 2017г. цены на потребительские товары выросли в 1,51 раза ,или в процентном выражении на 51 процент.

Отсюда следует ,что покупательная способность денег упала. То есть за ту же самую сумму денег в 2012г. можно было приобрести потребительских товаров больше чем в 2017году. Рассчитаем падение покупательной способности денег в отношении к покупательной способности на 1 января 2012года.

Результаты расчета приведены в таблице №3

Как следует из таблицы , в рассматриваемый период времени из-за инфляции стоимость денег падала ,а следовательно падала и покупательная способность пенсии . В то же время для поддержания покупательной способности пенсий проводилось увеличение (индексация ) пенсий в денежном выражении. Рассмотрим

совместное влияние этих факторов на покупательную способность пенсий.

Расчетные данные покупательной способности пенсий относительно 1 января 2012г приведены в таблице №4

— В связи с тем ,что в , рассматриваемый период времени ,с 1 января 2012г по февраль 2017г. реальный индекс инфляции превосходил коэффициент индексации пенсий , размер пенсий в реальном выражении уменьшился на 11,6 процента

Источник статьи: http://militariorg.ucoz.ru/publ/pensioneri_i_ih_gizn_na_pensii/chto_proiskhodilo_s_povysheniem_voennykh_pensij_za_poslednie_gody/2-1-0-76754

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Большая или маленькая сегодня пенсия у военных пенсионеров? Насколько они сегодня живут лучше или хуже чем 5, 10, 30 лет назад? Однозначного ответа на эти вопросы нет, так как у каждого военного пенсионера своя пенсия, надбавки (боевые и др.), своё место жительства, а у многих ещё и работа.

Публикуемые материалы не ставят задачу посчитать точные пенсии и расходы военных пенсионеров, цель их – определить общие тенденции изменения пенсий военнослужащих.

Для этого начнем с анализа пенсий военнослужащих, прослуживших от 20 до 32 и более лет. При этом, чтобы охватить практически весь диапазон существующих пенсий, рассмотрим пенсию полковника, уволившегося в запас с должности командира дивизии и с максимальной выслугой, пенсию майора – командира батальона с выслугой 25 лет, а пенсию прапорщика-командира взвода рассмотрим с выслугой 20 лет.

Таблица 1. Средний размер пенсий некоторых категорий военнослужащих (руб.)

В/звание-должность 1975 2000 2004 2008 2010 09.2010 04.2011 2012
Полковник-комдив 250 4000 6000 11000 12000 12760 13525 28000
Майор-комбат 3000 4500 8000 9000 9760 10330 17445
Прапорщик-комвзвода 2000 3000 5500 6000 6760 7135 9830

Данных, приведенных в табл. 1, совершенно недостаточно, чтобы понять: насколько поднялся или снизился жизненный уровень военных пенсионеров за последние годы. Поэтому рассмотрим еще два важнейших экономических показателя, непосредственно влияющих на жизненный уровень каждого человека в нашей стране: это рост инфляции (данные официального органа РФ Росстата) и квартирной платы за последние годы.

Таблица 2. Инфляция в РФ в процентном и относительном исчислении с 2000 по 2011 годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
18,6% 15,1% 12% 11,7% 10,9% 9% 11,9% 13,3% 8,8% 8,8% 6,1%
1 1,19 1,37 1,53 1,7 1,9 2,06 2,31 2,6 2,81 3,06 3,24

Чтобы понять, почему квартплата растет опережающими темпами по сравнению с инфляцией, ознакомимся с основными положениями Концепции проведения жилищно-коммунальной реформы, принятой в 1997 году (еще при Б.Н. Ельцине) и ее практической реализацией.

Согласно Концепции ежегодно должна была сокращаться доля компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг из бюджета при увеличении уровня оплаты населением данных услуг. На 2000 год мы должны были бы платить 70 процентов при компенсации из бюджета 30 процентов. В 2001 году – соответственно 80 процентов и 20 процентов. В 2002 году – 90 процентов и 10 процентов. И 100 процентов мы должны были бы платить в 2003 году. Эти меры предполагалось проводить при одновременном росте средних зарплат россиян. Реально, даже сейчас при многократно выросшей плате за квартиру за последние годы, мы до сих пор не оплачиваем, по уверению руководителей ЖКХ, 100 процентов «экономически обоснованных затрат». Оказывается, мы никак не можем перевалить за 80…90 процентов при оплате тепловых ресурсов.

Не во всех регионах и городах выполняли эту установку. И в Москве, и в Санкт-Петербурге еще не дошли до 100% оплаты услуг ЖКХ. Хотя, например, в Санкт-Петербурге пробовали это сделать, но протесты жителей остановили этот процесс.

Согласно данным опроса, в 2001 – 2008 годах денежные доходы и, соответственно, потребительские расходы населения (без учета самых богатых) ежегодно росли в среднем на 22,5 процента при среднегодовых темпах инфляции 13 процентов. Эта «вилка» позволяла властям довольно безболезненно, без заметных проявлений недовольства граждан, поднимать стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства опережающими темпами в среднем на 28 процентов в год.

Таблица 3. Рост средней квартирной платы в последние годы в абсолютном (руб.) и относительном выражении на примере г. Москвы (2-х комнатная квартира площадью 55 кв.м)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
169 231 302 399 501 689 948 1079 1500 1800 2160 2500
1 1,37 1,79 2,36 2,96 4,08 5,6 6,38 7,66 9,18 11 12,65

Но такую квартплату платят только жители Москвы и, возможно, еще в нескольких регионах. В Подмосковье, например, также как и в большинстве регионов России, рост квартплаты происходил примерно в 2 раза быстрее. Сегодня квартплата за 2-х комнатную квартиру, общей площадью 55 кв. м в Подмосковье составляет около 5000 рублей. В дальнейших расчетах будем учитывать удвоенные цифры табл. 3. В ближайшей перспективе Правительство планирует привязать повышение тарифов ЖКХ к инфляции.

А теперь рассчитаем, как же увеличивалась разность между военной пенсией и квартплатой за последние годы, и сравним этот показатель с ростом инфляции (последняя строка в табл. 4).

Таблица 4. Абсолютное (руб.) и относительное увеличение военных пенсий за вычетом квартплаты в сравнении с ростом инфляции за последние годы
1.01.2000 1.01.04 1.01.08 1.09.10 1.04.11 1.01.12
Полковник, комдив 3660 5000 8000 8440 8525 24750
1 1,37 2,19 2,31 2,33 6,76
Майор, комбат 2660 3500 5000 5440 5330 12150
1 1,32 1,88 2,05 2,0 4,57
Прапорщик, комвзвода 1660 2000 2500 2440 2135 4830
1 1,20 1,51 1,47 1,29 2,91
Инфляция 1 1,53 2,31 2,81 3,06 3,24

Конечно, мы не учли в нашем анализе повышение стоимости медицинских услуг, рост тарифов телефонной связи, услуге совершенно необходимой для пенсионеров, увеличение платы за проезд на всех видах транспорта и много других экономических показателей. Не будем этого делать, они лишь ухудшат полученные результаты.

Краткие выводы об изменении уровня жизни военных пенсионеров за период с 2000 года.

1. Чем меньше выслуга, должность и звание, тем более значительное снижение уровня жизни военных пенсионеров наблюдалось вплоть до января 2012 года. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии и квартплаты) уменьшились с 2000 по 2011 годы: полковника на должности комдива — на 31%, майора-комбата – на 53%, а прапорщика-комвзвода – в 2,37 раза.

2. С января 2012 года, впервые за последние десятилетия, жизненный уровень многих военных пенсионеров ВЫРОС! Чем больше выслуга, чем выше должность и звание, тем больше вырос жизненный уровень военных пенсионеров. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии и квартплаты) увеличились с 2000 года по январь 2012 год: полковника на должности комдива — в 2,08 раза, майора-комбата – в 1,41 раза, а прапорщика-комвзвода уменьшились – на 10%.

3. Результаты анализа табл. 4 наглядно доказываютт опасную тенденцию, которая, несмотря на повышение военных пенсий с января 2012 года, сохраняется в ВС РФ. Укомплектовать наши Вооруженные силы хорошо подготовленными контрактниками солдатами и сержантами при таком уровне их пенсий в ближайшие годы будет очень и очень сложно!

4. Уровень военных пенсий и сегодня все равно сильно отстает от общего объема денежного довольствия военнослужащих. Пенсии военнослужащих составляют всего около 20% от сумм, которые военнослужащие получат с января 2012 года.

Служба в ВС РФ – почетная обязанность. То есть за почетность, за сложные условия службы полагаются льготы и высокие пенсии. На самом деле за последние десятилетия вплоть до 2012 года (президенты Б.Н. Ельцин, В.В. Путин и Д.А. Медведев) реальные доходы военных пенсионеров постоянно уменьшались. Это происходило на фоне растущих пенсий в гражданском секторе и, особенно, зарплат и пенсий чиновников (смотри статью «Гражданская и военная пенсия. Что лучше?»).

И только с января 2012 года средняя военная пенсия заметно превысила среднюю гражданскую, однако пенсии контрактников-сержантов и рядовых так и не поднялись выше средней гражданской пенсии.

В этой статье не в полном объеме даны ответы на поставленные в заголовке вопросы. Смотрите следующую статью «Повышение военных пенсий в будущем».

Источник статьи: http://militariorg.ucoz.ru/publ/pensioneri_i_ih_gizn_na_pensii/razmer_voennykh_pensij/2-1-0-10622

Читайте также:  Выплата больничного при стаже работы 10 лет