Меню

Условия для выплаты заката

Условия выплаты закята

Намерение

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят с моего имущества». При этом желательно упомянуть, с какого вида имущества выделяется закят.

В книге «Шархульмухаззаб» приводятся следующие слова ученого Багави÷: «Достаточно сказать: «Это закят с моего имущества», но недостаточно: «Это обязанность с моего имущества», т.к. под словом «обязанность» можно подразумевать помимо закята также кафарат и назру. Также недостаточно сказать: «это милостыня с моего имущества», т.к. милостыня бывает как обязательной, так и желательной, а закят – это обязанность.

При выплате закята с имущества ребёнка или слабоумного намерение должен сделать опекун. В случае, если опекун выплатит закят с имущества ребенка или душевнобольного без соответствующего намерения, то это не считается закятом. Он должен возместить это, выплатив закят ещё раз, но уже из своего имущества.

Если хозяин уполномачивает другого человека выплатить закят с его имущества, достаточно намерение хозяина, но лучше, если хозяин и уполномоченный, оба сделают намерение.

Намерения уполномоченного (вакиля) без намерения хозяина недостаточно. Исключением является тот случай, когда хозяин уполномочил (вакиля) делать намерение за него. В таком случае хватает намерения уполномоченного.

Человеку, который отдаёт закят имаму, чтобы тот распределил его среди нуждающихся, следует сделать соответствующее намерение. Если хозяин не сделал намерение, когда он отдавал имаму, то отданное не будет считаться закятом, даже если имам сделает за него намерение.

Закят, выплаченный без соответствующего намерения, следует возместить.

Немедленная выплата закята по истечении года

Неоправданное откладывание выплаты закята является тяжким грехом. Закят обязуется выплатить сразу, как появится возможность, которая определяется сроком, наличием имущества и людей, которым выплачивается закят.

Хозяин может сам выплатить закят, уполномочить другого или же отдать имаму, чтобы он распределил его

Предпочтительнее, когда хозяин сам распределяет закят, а не уполномочивает другого человека. Имам Навави, да смилуется Аллах над ним, в книге «Равза» пишет, что, если имам справедливый, предпочтительнее поручить ему распределение закята, ибо он более осведомлён о тех людях, кто действительно заслуживают закят.

Если с момента приобретения имущества, с которого необходимо выплатить закят, прошёл год, но этот товар остался у продавца, то закят должен выплатить покупатель.

Если у человека в другом городе имеется имущество, с которого необходимо выплатить закят, то ему необходимо или самому отправиться туда, или же отправить уполномоченного человека для выплаты закята. Если нет такой возможности, то ему разрешается отложить выплату закята, пока не появится возможность.

Досрочная выплата закята

Условия досрочной выплаты закята:

Имущество должно достигнуть нисаба. Если выплатить до того, как имущество достигнет нисаба, оно не будет считаться закятом.

К примеру, человек владеет 39 овцами т.е. для нисаба не хватает одной овцы. Если он с этих 39 овец отдаст одну овцу в качестве закята раньше времени, т.е. до истечения года, то, если даже по истечении года у него станет 40 овец, та отданная ранее овца не будет достаточной для закята, она считается как желательная милостыня. Поэтому хозяин должен отдать в качестве закята ещё одну овцу.

Человек, получивший закят, должен быть заслуживающим его также и на момент истечения года. Если же тот, кто получил закят до истечения года, стал состоятельным или умер, или стал неверным, то выплативший закят или его наследники имеют право вернуть это имущество, и ему следует выплатить закят ещё раз (при условии, что получатель был оповещён о том, что это является досрочным закятом; если же получатель не был предупреждён, что ему дали досрочный закят, то хозяин имущества не имеет права требовать его обратно).

Количество имущества в течение года не должна уменьшаться от количества нисаба

Это условие не касается закята с торгового имущества.

Если тот, кто выплатил закят досрочно, к истечению года стал бедным, то выплаченное им это имущество считается добровольным пожертвованием.

Что же касается торгового имущества, то закят с него можно выплатить раньше времени, так как в этой категории имущества для выплаты закята достаточно, чтобы торговый оборот в конце года дошёл до нисаба. К примеру, человек купил товар на сумму 100 дирхамов и, не дожидаясь конца года, досрочно выплачивает закят за товар на сумму 200 дирхамов (это количество нисаба), надеясь, что к концу года у него товар будет на эту сумму. В таком случае, если к концу года у него будет товар на сумму 200 дирхамов, то выплаченное имущество будет достаточным в качестве закята.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца это льгота или нет

Нельзя выплачивать закят досрочно за два года раньше. Если кто-то выплатит закят досрочно за два года, то выплаченное считается только за один год.

Нельзя выплачивать закят с плодов до начала созревания, а также с зёрен до затвердения, потому что неизвестно их количество даже предположительно. Но после начала созревания плодов и затвердевания зёрен выплачивать закят можно, так как можно определить их приблизительное количество.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник статьи: http://islamdag.ru/verouchenie/23200

Закят: кто и кому должен его выплачивать

Выплата закята возлагается на человека, если он входит в одну из нижеследующих категорий.

А) Мусульмане. Шариат не требует от неверующих выплаты закята, но на том свете за невыплату закята человек будет сурово наказан, будь это мусульманин или неверующий.

Есть разногласия между учёными в том, что касается обязательности выплаты закята вероотступником (муртад), если на него обязанность выплаты закята наступила после того, как он стал неверным. По мнению некоторых учёных, всё имущество вероотступника следует изъять, и в таком случае закят на него не возлагается. Есть учёные, которые говорят, что его имущество пока не трогают с надеждой на его раскаяние. Если он, покаявшись, вернётся в Ислам, он обязан с этого имущества выплатить закят. Если же умрёт в неверии, то закят не вменяется в обязанность.

Что же касается закята, который он был обязан выплатить до его вероотступничества, – это с него не отпадает.

Б) Свободные. Раб не обязан выплачивать закят, даже в том случае, когда хозяин дал ему имущество, которое достигает нисаба.

В) Взрослые. Несовершеннолетний не обязан выплачивать закят. Если несовершеннолетний обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.

Г) Разумные. Слабоумный не обязан выплачивать закят. Если слабоумный обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.

Д) Дееспособные. Выплата закята вменяется в обязанность, только когда имущество достигает определённого количества и находится во владении хозяина.

Категории людей, получающих закят.

Священный Коран определил тех, кому распределяется закят:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَريضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

Смысл: «Закят предназначается для нищих и бедняков; и для тех, кто занимается его сбором и распределением; и для тех, кто недавно принял Ислам и чьи сердца нуждаются в укреплении в вере; и для рабов, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму; и для тех, кто несостоятелен для возмещения долгов ; и для воюющих на пути Аллаха; и для вышедших в путь , которые остались без средств. Таково предписание Аллаха, воистину Аллах – Знающий о Своих рабах, Мудрый в Своём создании» (Коран, № 9:60)

1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.

2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.

3. Работник по сбору и раздаче закята.

4. Новообращённые мусульмане.

5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму.

6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.

7. Воюющий на пути Аллаха получает необходимую сумму для того, чтобы добраться до места боёв и вернуться назад, а также для приобретения оружия и транспорта. Все, кто находятся под его опекой, получают еду и одежду, необходимую до его возвращения, даже если он не бедный.

8. Путник, вышедший в путь ради разрешённой Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещённой Шариатом. Также не даётся закят тому, кто направляется неизвестно куда.

Читайте также:  Оформление больничного листа для выплаты пособия

Не разрешается выплачивать закят следующим категориям: имеющим достаточное количество имущества или достаточный заработок; рабам; потомкам рода Хашима и Мутталиба; неверующим.

Распределять закят необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей закята отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.

Закят должен быть распределён среди жителей того населённого пункта, где находится облагаемое закятом имущество. Направлять средства закята в другие населённые пункты можно только после того, как в данном населённом пункте не останется нуждающихся в закяте.

Большой учёный Ахмад ибн Муса сказал, что согласно мазхабу имама Абу Ханифа допускается:

1. Направление закята в другие населённые пункты.

2. Вручение закята исключительно одной категории.

3. Вручение закята только одному человеку.

Ибн Хаджар сказал: «Если бы имам Шафии был жив – он бы дал такую же фетву».

Если долг был взят для расходования на разрешённое Шариатом.

Сафар должен быть халяль, т. е. не для совершения греховного, а также с определённой целью и местом прибытия. Если человек вышел без определённой цели и не имея намерения прибыть в определённое место – ему закят не дают.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, годы жизни: 909–974 гг. по Хиджре, 1504–1567 гг. по Григорианскому летоисчислению.

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43170

Интересно об исламе и современном мусульманском сообществе

Закят и фидья – как рассчитать и кому платить

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят — 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята). В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году:

Фидья (искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
Нисаб для выплаты закята – 198 000 рублей.
Фитр — 100 рублей.

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб, равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) — это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Нисаб золота — 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра — 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)

При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Читайте также:  Калькулятор будущей пенсии по ипк

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят. Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды: “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидьяэто искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр. Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.

Источник статьи: http://blog.muslimclub.ru/vazhnoe/zakyat-eto-dolya-vsevyshnego-allaha-v-imushhestve-musulmanina/