Роялти и паушальные платежи — франчайзинг

Опубликовано в Предпринимателю
/
30 Июл 2019

Используя чужую интеллектуальную собственность в своих коммерческих целях, вы должны оплатить специальные паушальные платежи и роялти.

Паушальный платеж – есть ничто иное, как однократный вид оплаты, за право пользоваться сторонней интеллектуальной собственностью. Согласно отдельным договорам и соглашениям, паушальный платеж можно разделить на определенные части, для поэтапного гашения задолженности.

Стоит отметить, что паушальный платеж не является ограниченным какими-либо лимитами. Напротив, обладатель интеллектуальной собственности сам имеет право назначать ту сумму, за которую он готов передать право пользование его трудами. Потому, сумма паушального платежа и вид его оплаты согласовывается сразу между приобретающей стороной и правообладателем.

Совсем иной вид платежа – роялти, который предусматривает частичное гашение задолженности перед правообладателем за реализованную продукцию. К примеру, фильмы на DVD носителях. Реализуя оригинальную продукцию, вы оплачиваете с каждого экземпляра роялти, установленный по договору с правообладателем.

Рассчитывать роялти можно, как из предполагаемого дохода компании, так и исходя из фиксированной прибыли, полученной от реализации интеллектуальной собственности. Как и в случае с паушальным платежом, необходимо сразу же в договорах прописать все основные пункты и тип оплаты. В свою очередь компания-покупатель, должна предварительно просчитать рентабельность приобретаемой у лицензиата продукции.

Роялти-фри (Royalty Free) — такая лицензия, при которой за товар платиться один раз при покупке. Других выплат не предусмотрено. Обычно такой схемой продаж пользуются фотостоки (сайты с авторскими фотографиями и видеороликами). В Российских законах, к сожалению, понятие такой лицензии отсутствует.

При ведении официальных бухгалтерских бумаг, следует помнить, что паушальный платеж и роялти имеют специальную форму. Эта же форма позволяет вести расчеты экономической эффективности на предприятиях компании-лицензиата, который использует собственный лейбл или торговый знак. Не менее важен данный вид платежей для получения франшизы – разрешения на производство конкретного торгового знака или продукции, оказание услуг и сервиса.

В современной практике большинство компаний требуют уплаты, как паушальных взносов, так и роялти. В противном случае, подписание договора на правообладание лицензионной продукции, может быть, и не заключено. В свою очередь, владельцу интеллектуальной собственности, также приходится сталкиваться с определенного рода проблемами. Например, очень сложно оформить всю необходимую юридическую документацию на продукцию. Причем все это необходимо сделать до совершения первого платежа.

Для того, чтобы между лицензиатом и тем, кто выдает право лицензии на использование продукции или товарного знака, не возникало финансовых проблем, лучше всего в договоре заранее прописать необходимость ведения минимальных паушальных платежей и параллельную выплату роялти. В таком случае, можно достичь максимального согласия между обеими сторонами, и получить максимум выгод экономического характера для каждой из сторон. В противном случае, все проблемы придется решать через суд, выплачивая немалые издержки.

Оставить комментарий