Москва. Новые жилые комплексы
То, что в Москве уже несколько лет происходит бум жилищного строительства, — факт, известный далеко за пределами России. Причины этого бума, по-видимому, в «обуздании» как государственными, так и коммерческими структурами Москвы, в том числе финансово-строительными корпорациями, значительной части «постперестроечных» проблем, связанных с исчезновением централизованных ассигнований на строительство. Успешное создание кредитно-финансового механизма во многом подтверждено реальной потребностью населения российской столицы и ее новых граждан в жилище более высокого уровня комфортности, чем-то, что предлагалось на рынке недвижимости.
Богатых людей, рождающийся средний класс и даже тех, кто получил возможность покупать жилище в «многолетнюю» рассрочку, не устраивают ни планировочные качества, ни уровень комфорта, ни внешний облик уже построенных домов. Неудовлетворительное состояние типовых малометражек и весьма относительные успехи в их улучшении после реконструкции вызвали к жизни волну моды на строительство домов с инновациями, которые открывают новые возможности в решении жилого пространства.
В число обязательных требований к домам с квартирами на продажу вошли европейский уровень комфорта и новая эстетика жилища, принципиально отличающая его от «типового».
Каркасные строительные системы впервые перевели из теории в практику идеи многовариантной и гибкой планировки квартир, обеспечили возможность объединения в единое пространство нескольких квартир вплоть до превращения в просторные апартаменты целых этажей или квартир в разных уровнях. В новых домах последовательно проводятся в жизнь идеи энергосбережения и интеллектуализации управления бытом главным образом за счет включения в дома все более современных типов инженерного оборудования.
Остановимся только на одном аспекте — архитектурных формах, внешнем облике зданий и попробуем отследить новые тенденции в формообразовании домов на ряде новостроек российской столицы.
Жилой дом на Можайском шоссе, названный «восьмой высоткой» Москвы, в известном смысле подражает формам серии московских высоток 40-50-х годов. Это здание развивает местную традицию буквально, хотя своей асимметрией выходит за рамки копирования, беспроигрышную для Москвы тему обыгрывает по-новому. К московской традиции можно отнести и крупномасштабную рядовую застройку улиц 30-50-х годов. В этом стиле построено довольно большое количество зданий не только жилого, но и общественного назначения: крупных офисов, бизнес-центров, гостиниц, банков, (например комплекс зданий банка «Павелецкий» на площади Павелецкого вокзала).
Жилой дом на пересечении Нового Арбата и Смоленской набережной (вблизи английского посольства) — характерный пример включения в архитектуру Москвы модернизованного «ампира». Отделка естественным камнем (цоколь из красно-коричневого гранита) делает данный массивный жилой дом оплотом солидности и добротности и того духа, который присущ многим зданиям в центре, например гостинице «Москва». Вместе с тем по рисунку разрезки плит каменной облицовки видно, что используется навесной фасад примерно такой же конструкции, как во многих аналогичных апартамент-хаузах нью-йоркского Ист-Сайда. Здание одновременно в «контексте» центра Москвы и следует по исполнению современной международной традиции «истеблишмента».
Ряд жилых домов, проектируемых 9-й мастерской Моспроекта, например жилой дом по ул. Пионерской 20/1 (архитекторы С. Ткаченко, О. Дубровский, И. Вознесенский) — это достаточно вольная импровизация на темы московского неоклассицизма 30-х годов, развития модного в Москве «ампира» начала прошлого века. В мастерской архитектора В. Юдинцева разрабатывается много домов для строительства в контексте исторических улиц и переулков. Эти дома, черпающие из контекста цвет, фактуры, масштаб среды, кривые фронтонов и эркеров, вместе с тем базируются на современных профессиональных приемах, возникших после прошедшей волны «неоклассики» Р. Вентури, Ч. Мура, А. Росси и Р. Крие.
В предыдущем номере «Особняка» приведено несколько примеров домов, запроектированных в стиле московского конструктивизма компанией «Сергей Киселев и партнеры».
Прагматичные по объемно-пластической структуре кирпичные дома, строящиеся на новых территориях или в местах радикальной реконструкции, уходят от привычного образа многоэтажки. Первое, что приобретается новым зданием, это отличное от рядовых этажей решение первого и последнего уровней. На верхних этажах благодаря использованию новых материалов и технологий сооружается мансарда или аттиковый этаж со свободной планировкой. Характерный пример такого решения — жилой комплекс на Рубцовской набережной, высокие мансарды которого делают его ассоциативно схожим с русскими теремами XVII-XVIII вв. Приведенный на этом развороте жилой комплекс на Можайском шоссе, построенный и заселенный год назад, — характерный пример сочетания близкого к старой традиции жилого дома из красного кирпича с новыми возможностями мансарды, для которой используются специальные материалы и конструкции. Каждая из крупных строительно-финансовых компаний, застраивающих Москву, обычно концентрирует свою активность в определенном районе. По-видимому, это удобно и с административной точки зрения и с точки зрения ведения подрядных работ.
Рассмотрим результаты деятельности подобных фирм на примере компании «Дон-строй»,
наиболее известные объекты, которой уже сданы в эксплуатацию или продолжают строиться в районе Октябрьского поля. Жилой комплекс «Новая звезда» на ул. Расплетина,
который находится в стадии заселения, явно апеллирует к пристрастию большей части заказчиков к основательной, насыщенной деталями и знаковыми атрибутами благополучия архитектуре. За счет использования фигурного лицевого красного кирпича и ордерной колоннады на первом этаже «Новая звезда» ассоциативно напоминает грандиозные парадные дома, которые строились для генералитета Советской Армии в послевоенные годы. Дом смотрится величественным, но не громоздким благодаря множеству ажурных деталей в верхнем ярусе.
Рядом, на ул. Маршала Соколовского этой же компанией построен дом совершенно в другом стиле. Сложное в плане здание в светло-голубых тонах отличается элегантностью и легкостью. Рустованный цоколь здания — крупномасштабная цитата из эпохи барокко, верхний аттиковый этаж с колоннадой по периметру и мозаичной отделкой — прекрасная импровизация на темы лирического московского «модерна» времен декаданса. На крыше дома расположены два особняка. Это самое необыкновенное предложение среди эксклюзивного жилья и одновременно — прекрасное выразительное венчание дома-комплекса. К особнякам примыкает благоустроенная крыша-терраса. Другой, уже заселенный, комплекс, расположенный на расстоянии 100 метров, — «Две башни», каждая из которых решена в своей цветовой гамме, также имеет по большому особняку на крыше. Баррокапьные фронтоны особняков на крыше формируют активный силуэт домов-башен. Эта менее эклектичная архитектура сродни жилым комплексам в современных городах Запада. Дома оснащены всеми мыслимыми видами комфорта. Одновременно, в отличие от очень похожих на них по духу американских домов в композиции фасада допущены «русские мотивы». Понимая, что «шикарная публика» все равно остеклит лоджии, это «антиархитектурное» действие было позволено, но только с использованием вариантов фирменной столярки. В результате жесткая регулярность планировки, отражающейся на фасаде, оказалась соединенной с налетом некоторой непредсказуемости, легкой иррегулярности, природного «хаоса», поскольку не все жители захотели в одинаковой мере застраивать открытые помещения. Это своеобразный способ реализации идеи партиципации в архитектуре — той модели формирования фасадных структур, которую некогда блестяще продемонстрировал в Ньюкасле (Англия) Ральф Эрскин. Американские окна во всю стену не сделали дом американским. В Москве имеются и жилые комплексы, в которых оригинально и до конца по-современному используется творческий потенциал больших мастеров архитектуры. Все же, если кто-то ожидает увидеть в жилой архитектуре Москвы уж слишком экстравагантные откровения, он вряд ли найдет для себя что-то значительное. Да и не является слишком уж большая оригинальность правильной идеей для жилья. Именно ассоциативность новых зданий со сложившейся культурой народа делает их дружественными городу и любимыми для его граждан. Объехав разные районы интенсивной реконструкции, мы убедились, что новое строительство содержит в себе невиданный в прошедшие десятилетия потенциал архитектурного разнообразия. Так, как это происходило и в старой дореволюционной Москве (правда уже в масштабе города-мегаполиса), жилые дома, каждый со своим образом, становятся городскими достопримечательностями, предметом обсуждения и даже восхищения граждан. Безусловно, такой популярности способствует реклама в риэлтерских изданиях.
Многие из домов берут свои образные прототипы в истории московской архитектуры, другие вносят в Москву цитаты из Нью-Йорка или Лондона, в-третьих — последовательно реализуются амбиции авторов, желающих даже вопреки лозунгу «заказчик всегда прав» сделать что-то оригинальное. Но вместе получается многоликая и жизнерадостная (пускай любимая не всеми архитекторами) картина.
Архитекторы-профессионалы всегда всем недовольны — иначе как заявить о своей творческой индивидуальности. Безликий «фоновый» стиль изжит, побеждает стилевой и образный «плюрализм». Один из авторитетных и строгих киевских критиков, весьма опечаленный тем, что в Киеве нет современной архитектуры, взглянув на новые московские дома, нашел бы ту же недопустимую с его точки зрения «неправдивость» архитектуры, много «лживой» декоративности, много поверхностного блеска и старомодных цитат. Но в отличие от киевских комплексов разброс стилей, подходов, предметов заимствования или отклонений от некоего нового «стандарта» (который сродни обычной моде) в Москве гораздо больший. Больше фантазий и вольностей позволяют себе московские зодчие, что порождает постоянные споры, но в целом не может не радовать. Город становится интересным наблюдателю. Некоторые из архитектурных решений, рассчитанные на покупателя, откровенно подыгрывают его еще по-юношески неразвитому архитектурному вкусу. Но при этом они, оперируя знакомыми знаковыми элементами, приятными для глаза обывателя стереотипами (такими, как карнизы, башенки, фронтоны, колонны в ордерных системах, скатные крыши и мансарды, разнообразный цвет и материалы отделки), легко попадают в городской контекст, быстро становятся для города родными.